Сейдъявврь

Категория: Природные явления, Дата: 14-03-2012, 00:00, Просмотры: 0

С чего все началось...

Я вообще живу в Мурманске, но большую часть времени по возможности провожу в лесу, и не обязательно на прилегающей территории... Так я обратила внимание, что в группе частенько всплывают разговоры о Сейдах... И сейчас расскажу на сколько умею понятно, что произошло, когда по моей инициативе мы отправились в Ловозерские тундры на непосредственно Сейд-Озеро, или Сейдъявврь как его недавно переименовали, сделав заповедной зоной...

Тщательно составляя карты тех мест, я еще дома перелопатила кучу информации пытаясь сделать маршрут безопаснее, но по самым впечатлительным местам, наткнулась я на блог, где собиралась вся информация об этом озере... Кстати Сейд-озеро является местом поломничества, с ним связано много легенд в том числе и о входе в рай, через портал находящийся на острове в этом озере, и пустот под горами... Очень много смертей было загадочных на этом озере... Опытные альпинисты гибли без видимых причин целыми группами где- то раз в год, просто от остановки сердца; с небольших склонов сходили убийственные лавины; да и просто люди приходили туда для того, чтобы встретить долгожданную смерть...

Переход к озеру оказался в полтора раза больше по протяженности, чем само озеро... Но прибыв к подножию перехода - мы вынуждены были заночевать в предложенной полу-юрте проводника... Ночью на землю лег такой густой туман, что по нужде мы выходили фактически просто за пределы юрты - дальше даже мощный фонарь не мог выхватить освещенное жилище... Мы(девушка из Москвы, парень из Тулы, мой друг и я) наняли его, только для того, чтобы он довел нас до озера - а там(мы не считали себя топографическими кретинами), мы хотели отпраивться до самих сейдов, через все озеро...

Переход дался с непривычки весьма тяжело - почти отвесная стена булыжников от мелкой гальки до превосходящих мой рост в несколько раз групп камней, выбила нас из сил полностью... На самом верху перехода нас внезапно окутал молочный туман... Проводник постоянно шел рядом, и рассказывал мне, как вернуться обратно невредимыми... С этого момента все и началось...

Нас почему то манила почти ровная местность справа от нашего движения - там ограничивал обзор лишь "вешки" - нагромождения камней и камушков для ориентирования, мы сами дополняли их камнями - кстати было сразу строго запрещено проводником, ломать или как-то разбирать эти вешки, почему - не объяснил, хотя их наверху было изрядное количество... Однако проводник продолжал вести нас слева, по булыжникам, буквально ноголомным... Туман не рассеивался... Я подойдя - спросила почему нельзя идти там? Он попросил подождать и идти за ним... Вскоре мы прошли относительно ровную местность верхушки и под появившимся ветром, туман просто стал рассеиваться... С правой стороны - была расщелина сопровождавшая нас почти от самого начала вершины перевала... Шуточно восприняли мои друзья данный момент... Сфоткавшись(как полагается), мы продолжили теперь уже наш спуск... Тепло светило солнце... Я отмечала в памяти каждый момент окружающей природы и ландшафта - слишком беззаботны были мои друзья... Спуск именовался - Машкиной жопой... Спуск - был еще круче, чем тот крутой подъем... Спускались на попах, и я изрядно потрепала свои штаны... На середине спуска, по нам ударил... Не дождь... Ливень со снегом... Я промокла до трусов, а под холодным продувающим ветром, меня не спасала даже знаменитая Аляска... Весь низ ущелья - состоял из одних камней... Как выяснилось по озадаченному лицу проводника - тропа была затоплена...

Кое-как добравшись до озера шаманов (небольшое озерцо с кристально чистой питьевой водой, и чистейшим дном - ни листика, ни веточки, ни хвои, хотя везде росли деревья, классический смешанный лес закрытой тундры) мы вскоре вышли к самому озеру... Примерное расстояние от города до озера - километров 25... у подножья перевала ксати располагалась работа проводника - разработка месторождений... сейчас на память не вспомню чего, но каких то тяжелых элементов, ибо рядом были хвостохранилища, и три амфитеатра уже выработанных мест... И от его работы до озера было около 17 км.

Для чего это я... Эти 17 км, мы каким то образом прошли за восемь с чем то часов... И это физически

здоровые люди, которые шли бодрым шагом...

Почти здоровые люди... Парень что был с нами - из Тулы, весьма был потрепан как физически так и морально и выехал в эти места, чтобы отдохнуть, был ну вообще никакой... Никто из них не читал про это озеро, кроме ознакомления с картами о местонахождении самого озера... Истории я рассчитывала приберечь для ночных костров...

Пришли мы уже под закат к самому Озеру, сумрак медленно наползал на нашу стоянку...

Мы занялись привычными делами - расставили палатки, натянули тент, рассортировали еду, нарубили и натаскали дров, соорудили костер и развесили рядом на веревках - сушиться одежду... И кучу других мелочей...

Я спустилась к озеру и прополоскав походную кастрюльку - зачерпнула воды... Замерзли жуть, и горячий чай или хотя бы кашка - горячая, геркулесовая, была бы просто подарком.... Поднявшись обратно, мы соорудили нехитрый ужин и вскоре разошлись по палаткам...

Спали мы каждый в своей палатке... Проводник остался с нами до утра и ушел рано утром, разбудив лишь одного из наших, чтобы тот сфоткал шикарнейший восход солнца... Вот так мы остались одни (Как оказалось - он дошел обратно меньше чем за три часа, легким шагом)... Впереди были запланированные 6 дней похода...

Плохо засыпала я, проспала ворочаясь - никак не могла согреться, да изредка что то шуршало в мою палатку со стороны леса небольшими коготками - ну словно белки... Которых там не фактически не водилось... Я не первый раз ночую в палатке... даже лисы так не шуршат...

Утром я пропалилась в какую то тупую дрему, не услашав даже ухода проводника...

Проснувшись жутко помятой, я услышала звук топора - разбуженный утром, друг уже вовсю поддерживал горящий костер, подкидывая нарубленные поленья... Расстегнув вход в палатку, я сунула ногу в ботинок и едва сдержала слезы боли - левая щиколотка распухла, на лицо сильный вывих, и обе были сильно ободраны, словно мои ботинки 39размера на мою ногу 38, были вообще размера 35-го!!.. или меня вообще тащили по земле... но вчера я боли вообще не чувствовала, хотя носилась где только можно...

Поход в дальние дали по озеру был тут же отменен...

Пока народ просыпался, я доковыляла до озера с кастрюлькой, в надежде хоть как то загладить свою вину(так долго готовились!!), к тому же когда мы шли к озеру, по пути нам встретились местные

браконьеры... Однако проводник видимо ходил серьезным дядькой среди них и нам ссыпали часть улова вкусненькой рыбы сиг...

Вот как раз уху я сварить и хотела...

Однако в солнечных лучах, озеро предстало предо мной в другом виде... И каждая из этих причин меня не радовала...

Во первых - и поверхность и тонкая кромка берега, и под водой на дне, были видны десятки, если не сотни дохлых леммингов, со вздувимися пузиками... Словно накануне, когда мы ночевали в юрте - стаи этих тундровых хомяков, решили покончить жизнь самоубийством... Что в принципе и сделали...Трупики были свежими...

Во-вторых - нас с обоих сторон окружали горы... Это нормально... Если бы только на левой от нас не располагалось самое нехорошее место - гора Куйва, с изображением великана, что у лопарей идет за местного демона... Ему даже подношения приносят... Задабривая... Я стояла, пока ко мне не подошел рано проснувшийся друг... Я ему показав все это, получила в ответ нервный смешок... Мол ничего... Попили воду с дохлыми леммингами... У кого не бывает... Он решил помочь мне почистить рыбу - не в леммингах же купать? А в шаге от берега - из воды торчал камень... Вот как раз туда и захотел мой друг взгромоздиться...А теперь вопрос...

Вы видели, чтобы вода уходила мгновенно и без последующей обратной приливной волны!?

Мой друг сделал два шага к воде, чтобы догнать ее... Это было страшно... Ты идешь к воде, а она от

тебя... Ты уже вступаешь по мокрому вязкому песку... А она уходит дальше...В воде мы нашли потом много камней с так называемой лопарской кровью - лопарит... красные вкрапления, словно брызги крови... Выносить нельзя было... Однако я вынесла потом один, и несколько просто красивых... И подарила знакомой - через некоторое время та слегла в больницу... Больше я так не делаю... Однако на амулеты с этого сильного места, я вынесла странного вида корень сосны.. Теперь как оберег дома...

Кое-как добравшись до воды - рыба была отшелушена, были отрезаны головы и брошены на берег в одно и то же место(к обеду не было ни голов, ни потрохов, ни чешуинок в воде и берегу)..

вернувшись к лагерю, мы не обнаружили Тульского парня и девушку из москвы - ну мало ли что... Мы с другом принялись за готовку завтрака...

Через некоторое время, вернулась подруга - ходила вправо прогуляться, пофоткать, а потом вернулся и тульский друг - возбужденный донельзя, рассказывал что то, я не обратила внимания на болтовню... Ну нравится... Ну в восторге... Хорошо... Хоть какую то радость принесла... Постепенно наступил вечер... Темнота ужасная... Даже луна не светила... И тут я решила потравить байки... А что? Поужинали, вещи на ночь греются... Да и ветра нету, все так нормально по-походному... И начала с самой очевидной - о горе Куйвы... На начале рассказа мой тульский друг резко вслушался в мои слова и указания на левую сторону горы от нас... На середине рассказа - даже в отблесках огня было видно - он побледнел как мел... Данная реакция меня заинтересовала, ибо я смотрела на каждого, когда рассказывала, но решила не заостряться на этом... Потом еще пару рассказов про Вороновую гору, да о преданиях лопарей...

А потом вновь ночевка... Тульский ушел спать первым... А мы втроем продолжали сидеть, непринужденно болтая под треск огня...

Часа через два - ближе к часу ночи, мы уже сидели и просто пили горячий чай, который я намутила из растущих поблизости трав, да плюс основание - наш обычный черный чай, без вкусовых добавок...

внезапно из палатки тульского стали нарастать звуки... Сначала думала просто говорит во сне...

впечатлений может много - пусть спит... однако все стало затягиваться, а вот разговоры переросли в болезненное мычание, стоны, было слышно как он ворочается - я направила фонарик - палатка весьма ходила ходуном...мычание стало каким то измученным и резким...будто зверя загоняли в угол...ну...я кинув обеспокоенный взгляд на своих друзей, нащупала свой фонарик и ковыляя добралась до палатки тульского и предупреждающе позвав его, одним движением открыла палатку...народ...меня чуть не убили...

он дернулся в мою сторону так, что словно будь у него нож, который к счастью был у костра - я бы тут ничего уже не печатала...секундное замешательство и он с извинениями бросился мне в руки, плача...он бормотал, что не знал, что это куйва...что его позвали поговорить, он и пошел...ему было интересно...что куйва его вновь зачем то звал...что мой друг у него что то спрашивал...но тот ответил и отпустил...но сейчас он рядом и ждет его решения...знаете...это немного странно, когда мужчина под тридцатник рыдает у тебя в руках от легкого рассказа у костра...хотя с мозгами у человека все в порядке...в тот момент, в темноте, сжавшимся в моих руках другом - мне знаете ли стало страшно...да что там...у меня все перевернулось внутри...крикнув своим, что я спать - я всю ночь полусидела - друг более-менее спокойно спал на моих коленях...утром я вылезла по нужде - отошла от лагеря, и за большим камнем принялась за дела...

черт возьми, по возвращению, тульского не было в палатке!!! я отложила кирпичи...однако он вскоре

появился - я как раз собиралась будить других - шел спокойный...умиротворенный я бы сказала... он с

улыбкой пожелал мне доброго утра, и пошел колоть дрова...

я стояла как вкопанная... денек намечался солнечный и я подбила своего друга, оставить московскую и тульского в лагере и помочь мне добраться до подножия горы Куйвы... друг мой с качественной камерой кстати...ну он согласился...мы очень аккуратно добрались до подножия - там возвышался приличный холм, вот на него то мы и забрались...постепенно стал подниматься ветер...но не удивительно...уже...все словно привыкли к прихотям этого места...мой друг решил подняться к самой скале куйвы...По огромным камням, которые сваливались со словно обрубленной вершины, где то там в высоте...

Я видела как он понимается по камням...ви-де-ла и следом фоткала видя в камеру.. однако сфоткав снимков 10 - уже дома, даже при самом сильном увеличении видно - моего друга на этом подъеме нет...могу выслать любые фотки по этому рассказу...только скажите...

День был обычным... Однако ночью я спала уже со своим другом - ибо в соседней палатке во сне неразборчиво пел тульский...я думала он сойдет с ума, и вернется к себе в тулу - психопатом...я выбралась из спальника, и кутаясь плотнее в куртку, вылезла из палатки... Луна светила весьма ясно...можно было разобрать основные объекты...стараясь не опираться на больную ногу, я дошла до палатку тульского...стоя в темноте с фонариком, рядом с его палаткой, я хорошо расслышала как он стал успокаиваться...песни сошли на "нет", и вскоре от уже тихо похрапывал...и тут я под влиянием минуты - буркнув что то гневно себе под нос - пошла спускаться к озеру...перебарывая боль в ноге - я вскоре спустилась к шумно накатывающими волнам - хотя ветра почти не было, можно было сказать, что озеро слегка штормит...Куйва был хорошо освещен луной... и тут я обратилась к Куйве, прося его дать мне день...день ясный, спокойный, чтобы я могла уйти отсюда и увести свои друзей в нормальном состоянии....

Как во сне я вернулась в палатку, что я говорила еще на озере, какие я там известные молитвы шептала, но я четко запомнила обещание - что я больше никуда туда не вернусь, если мне позволят выйти... Нога то опухала - я уже кроссовки одела для более комфортной ходьбы - не спасала даже моя аптечка с антибиотиками и примочками...

И знаете что?

Утро нас встретило не привычно карканьем ворон... А весьма приятным, ласкающим слух пением птиц... Вы бы видели сколько их было!!)от синиц, до лесных птиц, больше похожих на помесь воробья и выпи... солнце светило так, что идти в куртке было невыносимо жарко... Мы раскрошив оставшийся хлеб птицам, и кинули в кусты остатки раскрытых мясных продуктов - зверье есть, так хоть покушает...У всех был обалденный подъем сил!!.. Собрав друзей, я удивительно легко убедила друзей уходить обратно... собравшись, позавтракав и выйдя в 9 с чем то утра, мы легко дошли до перевала - я же шла впереди всех, меня догнать не могли!!!! кроссовки расклеились, мы перевязали их бинтом, но тем не менее, я словно порхала...по пути мы насобирали ягеля для оленей в черте города, от живота наелись черники и вороники...а на верху перевала, со сбившимся от быстрого подъема дыханием, мы загорали!!и это в начале ноября!!...ни снега, ни дождя...все так ярко светило...я лишь мысленно сказала "спасибо" Куйве...мы сидели на верху перевала и ловили припекающие лучи солнца...было так тепло...но идти надо было дальше...когда с верха перевала показались далекие трубы перерабатывающего комплекса, я достала мобильный телефон и позвонила маме - связь до этого отсутствоала полностью...за верхом перевала, как идти к озеру, связь отсутствовала...

как радовалась мама...однако как только я попрощалась с ней - сел телефон...благо был у друга более-менее заряженный - за минут 10 вся батарейка ушла в ноль...но он успел позвонить проводнику, который согласился подкинуть нас до мурманска за 2000р. мы согласились и когда спустились к подножию, снаружи рудника, где начиналась дорога, нас уже ждал наш проводник... Было уже обеденное время...

Мы отъехали от рудника, и только сейчас заметили несколькосантиметровый слой снега... Он был везде... В юрте мы оставили гитару - и вот ребята пошли туда, а мы решили выбраться из теплой машины... И знаете... Было холодно, словно глубокой зимой...мы и пяти минут не продержались снаружи без курток...стуча зубами, мы удивленно смотрели на зимний ловозерский пейзаж...все выработанные цирки - были покрыты снегом, черные скалы, контрастировали со своим новым белым, снежным покрывалом...вроде пол-часа тому назад мы загорали...а тут...снег...легкая метель... из-за нее в Мурманск мы вьезжали в полной темноте...

Через пару дней после приезда, я сидела после вкусного домашнего ужина, как вдруг получила в контанте сообщение от проводника... он знал, что я всех подбила на выход с Сейд-озера... "Прям под счастливой звездой родилась" - написал он мне в начале предложения...

Он хотел пойти на рыбалку на сейд на следующий день, как мы уехали, но... Там бушевал штормище... Ему не получилось даже взобраться на перевал - ветер был убийственным, буквально сбивал с ног - а там я описала какие тропы...и он бросил эту затею... Электричество отрубилось по всему близ лежащему поселку и руднику...интеренет отрубился...снесло телефонную вышку...мы бы не выбрались...ибо не знали где он живет, а телефоны оказались бы бессильными...возле сейд-озера - не брал даже навигатор...

И знаете... Я сдержу обещание... Я ни ногой более на Сейд-озеро...