Мой путь – путь белых облаков.
Ошо Шри Бхагван Раджниш
В 2002 году мы с Машенькой поехали на море в Монтенегро. Валялись на пляже мокрые, голые, счастливые и смотрели на плывущие по морю корабли и летящие по небу облака – белокрылые лошадки, небесные кораблики. Машенька смеялась и говорила показывая пальчиком:
- Смотри-смотри, как это облако похоже на верблюда, а вот это на рыбу, а это на дракона, а вот это на голову! Смотри! Смотри! Голова! Лицо! Глаза! Рот! Смотри! Оно открывет рот! Оно хочет нам что-то сказать!
Я достал из сумки видеокамеру и начал снимать облака. Я снимал "говорящее облако" несколько минут. Вечером мы поехали гулять в Котор - старинный морской городок, где Павич писал "Хазарский словарь". Бродили по старому городу, нашли тот самый, про который писал Павич и где он жил. На одной из кривых древних улочек притаился маленький, старый, закрытый летний кинотеатр. Мы купили красного вина, маленькую жаренную рыбку "Гирицу" и присели.
Хозяин кинотеатра оказался веселым старым хипарём без рода и без племени. Это был настоящий старый хиппи-бродяга-музыкант и т.д. по имени Алекс. Он рассказал, что раньше тут был клуб глухонемых, и он крутил для них кино без звука, под свою любимую психоделическую музыку. Мой товарищ Николай Дмитриев - организатор концертов и фестивалей,
друг и партнер Сергея Курехина, музыкальный директор клуба ДОМ, в своё время устраивал такие проекты и называл их «Немое кино и говорящая музыка». Обоих уже нет в живых – светлая им память. Алекс делал нечто подобное. Это было весело и прикольно, и Алекс постепенно выучил язык глухонемых, научился языку жестов и даже читать по губам.
Услышав это, я дал ему камеру попросил включить фрагмент с облаками. Он подключил камеру к компьютеру, компьютер к проектору и направил изображение на огромную белую стену соседнего дома.
И тут произошло маленькое чудо. В темноте средневекового дворика опять наступил яркий день. Появилось бесконечное синее небо и море, и Машенька смеясь и танцуя опять побежала к воде. Потом камера устремилась в небо, и появились облака. Алекс нажал на кнопку ускоренного просмотра, и облака полетели быстро-быстро, как в клипах.
И вот, наконец, камера зафиксировалась на облаке-голове. Голова-облако стремительно широко раскрывало и закрывало рот, словно хотело сказать нам что-то очень важное.
В этот момент запись закончилась, как обрывается плёнка во время сеанса в кино и вновь наступила тихая ласковая морская темнота летнего вечера. В этой странной паузе всё застыло. Алекс замолчал и неожиданно сунул мне в руку под столом какую-то открытку. После чего встал и так же молча, не прощаясь, куда-то вышел.
Мы просидели полчаса. Ждали его, но он больше не появился. Я посмотрел на открытку. Это был вид бухты Котора – обычная красивая туристическая фотография. Море, древний город, небо и облака.
На обратной стороне открытки было написано:
«Облако сказало: "Спасите меня. Я нахожусь в плену"».