Оказывается, не только египетские погребения печально славятся своими проклятиями. Побеседуйте с любым археологом, и он расскажет вам о том, что при вскрытии древних захоронений может произойти все что угодно: от природных катаклизмов до несчастий, преследующих впоследствии участников раскопок...
Пожалуй, по плотности размещения древних сооружений и городов, Крыму нет равных. Здесь вести раскопки можно практически везде и обязательно наткнешься на остатки древнего города, деревни, крепости или могильника. И буквально с каждым камнем связана какая-то легенда, причем помимо старинных эпических сказаний, в Крыму бытует множество историй, родившихся уже в наше время. Кто не слышал о «Мангупском мальчике» или «Призраке Консула» из Генуэзской крепости?
Но что же служит толчком для появления таких вот современных легенд? Как выяснилось, это не только вымышленные истории. Оказывается, порой в их основе лежат реальные факты. И у нас в Крыму, здесь и сейчас, творятся вещи не менее загадочные и зловещие, чем та же история с «проклятьем фараона».
Археологи из Крымского филиала Института археологии НАН Украины давно заметили, что раскопки гробниц древних шаманов чреваты самыми различными неприятностями: от обычных ливней среди ясного неба до стихийных бедствий локального значения и неприятностей со всеми членами экспедиции. Археологи – народ ничего не принимающий на веру, поэтому поначалу они приписывали это случайностям, но потом поняли, что не может быть совпадением факт, навязчиво повторяющийся от раза к разу.
Особенно запомнился случай с раскопками шаманского могильника III-II тыс. до н.э., так называемой ямной культуры (название дано от формы погребения – в своеобразных ямах), которые проходили около села Красноярское Черноморского района. Первый слой земли снимал экскаватор. Вскоре открылась кладка фундамента погребения, и, когда ковш коснулся камней, вдруг, откуда ни возьмись, на ясное небо набежала туча и хлынул дождь. Переждав непогоду, ученые продолжили работу, но не тут-то было! Вдруг от земли до неба вырос смерч и понесся на село, где и рассыпался. Стихия стихла, как только могильник был раскопан. Но, по словам участников той экспедиции, целый год всех их преследовали разного рода несчастья и неудачи. Не правда ли, все это напоминает историю с «проклятием фараона»?
В районе горы Ак-Кая (Белая Скала) под Белогорском есть большой могильник, представляющий собой комплекс курганов. Там сейчас активно ведутся раскопки. Так вот, по словам археологов, ночью над вершинами захоронений можно заметить фосфорическое зеленоватое сияние, а днем над ними висят, словно состоящие из плотного воздуха, конусы. Что это такое, сами ученые объяснить не могут, они просто привыкли и принимают это как неотъемлемую часть объекта раскопок.
Что является причиной всех этих непонятных случаев и явлений? Какими ныне утраченными знаниями обладали наши предки? Неужели те, кто жил тысячи и тысячи лет назад, умели повелевать стихиями и насылать проклятия, которые не утратили своей силы под натиском времени? Но все-таки мы тоже в какой-то мере являемся причиной того, что все это становится возможным. Наши мысли и чувства, с которыми мы прикасаемся к Истории, создают атмосферу таинственности и ожидания чуда. У археологов, по их собственному признанию, большую роль играет еще и чувство вины перед теми, чей покой они нарушают, в чьи тайны пытаются проникнуть.
«Однажды мы раскапывали курган недалеко от села Крапоткино, – рассказывает научный сотрудник Института археологии Ирина Вдовиченко. – Под конец дня очень устали, и уже не очень следили за тем, чтобы аккуратно очищать от земли скелеты погребенных. И тут я неосторожным движением лопаты отсекла голову одному из этих скелетов. Вы не представляете, какое чувство вины перед этим, умершим тысячи лет назад, человеком я испытала! Почувствовав, что не могу больше продолжать раскопки, я отошла в строну и легла на траву. Меня почему-то не покидала суеверная мысль, что тот обезглавленный мертвец еще даст о себе знать, и, когда ЭТО случилось, я очень испугалась. Земля подо мной гудела и стонала на разные голоса. Не выдержав этого ужаса, я вскочила и с криками «Я слышу звуки ада!» бросилась к остальным археологам. Но те лишь засмеялись в ответ и показали в сторону работающего на поле бульдозера. «Звуками ада» оказался рев его мотора, а я настолько подсознательно ожидала мести обезглавленного скелета, что легко поддалась настроению».
Возможно, так и возникают некоторые легенды о «проклятых» гробницах?
Археологам нередко приходится работать, испытывая сразу два чувства: долга – перед современниками и вины – перед предками, чей покой они невольно нарушают. Ведь чаще всего наиболее удачными находками оказываются именно гробницы, потому что их строили с расчетом на то, что они простоят нетронутыми века.
А разрушение могил на протяжении всей истории человечества осуждалось и моралью, и законом; недаром древние строители изощрялись в изобретении различных препятствий и ловушек для тех, кто позарится на собственность мертвых. Видимо, среди ловушек были и такие, о принципе работы которых мы можем только догадываться, в полной мере испытывая на себе их действие в виде возникающих ниоткуда стихийных бедствий или обрушивающихся на осквернителя несчастий. Ведь нам так мало известно о том, что знали и умели наши предки, и приходится только разводить руками, когда снова и снова сталкиваемся с наследием веков, происхождение и смысл которого не в состоянии объяснить. Вполне возможно, что изобретатели различных «проклятий» очень хорошо представляли себе те чувства, которые борются в душе каждого взломщика гробниц – будь то грабитель или археолог: любопытство, нетерпение, страх перед неизвестностью – и мастерски играли на них.
Мы – люди современные и, казалось бы, лишенные иллюзий и суеверий – по-прежнему испытываем мистический страх перед миром смерти, и, наверное, именно поэтому, как и тысячи лет назад, продолжаем становиться жертвами «проклятий гробниц».