Повальное, массовое увлечение общением с потусторонним миром началось в позапрошлом веке, когда повсеместно в моду вошел спиритизм. А поводом к развитию спиритизма послужил один случай с привидением, происшедший в Рочестере. Поскольку он получил безусловное, хотя и страшноватое подтверждение, то буквально потряс массовое сознание. Дело было так. В маленьком английском селе Гайдсвил в одном из домов хозяина разбудил ночью стук в дверь, нона пороге он никого не обнаружил. Только лег в постель, как стук повторился. Сколько он ни проверял, источника этого шума понять не мог. А немного позже с криком проснулась его дочь — она почувствовала, как по лицу скользнула чья-то холодная рука.
Спустя полгода в этот дом переехал уважаемый служитель церкви с семьей. И непонятная история повторилась: поздним вечером снова начался странный стук. Одна из дочек шутя предложила неведомому существу: «Считай вместе со мной». И стала считать, прихлопывая ладошками. В ответ раздавалось такое же количество ударов. Хозяйка спросила невидимого гостя, не дух ли он, и предложила при утвердительном ответе постучать два раза. Тут же последовало два удара. Пользуясь таким кодом, она выяснила, что разговаривавший с ней дух был при жизни лавочником, жил в этом доме, где его убили и зарыли в погребе. Откровение призрака получило подтверждение: при осмотре погреба там действительно нашли зарытый скелет.
После этого случая увлечение спиритизмом, позволяющим вступать в диалог с духами, охватило всю Европу. На спиритических сеансах наблюдались удивительные явления: предметы, которых никто не касался, приходили в движение, музыкальные инструменты сами собой играли целые мелодии, медиумы, проводившие сеанс, делали сообщения о вещах, им самим совершенно неведомых. Все это указывало на реальную связь с потусторонним миром.
С появлением дагерротипии особенно соблазнительным оказался замысел сделать фотографии духов и тем самым документально подтвердить их существование. История сохранила для нас эти снимки, на которых рядом с живыми людьми запечатлены размытые призрачные фигуры. В одних случаях они выглядят как расплывчатые световые пятна, в других отчетливо видны лица привидений, и близкие люди по этим фотографиям узнавали своих покойных родственников. Так, в Лондоне одна из дам, сделав в мастерской фотографа свой собственный снимок, обнаружила на карточке портрет ее умершего отца. В другом случае рядом с изображением средних лет господина проявилась полупрозрачная фигура его покойной жены, чье лицо легко узнавалось на карточке.
Медиумы, увлеченные идеей получить неопровержимые доказательства связи с призраками, пытались пойти дальше. Самым известным из них удавалось на спиритических сеансах вызывать духов в их зримом облике, что подтверждено свидетельствами уважаемых, авторитетных людей. Некоторые спириты пытались экспериментировать и при материализации духов делать отливки их рук и ног. Впервые такие отливки получил американский геолог профессор Дентон. На одном из спиритических сеансов он с помощью парафина сделал отливки пальцев, по рисунку папиллярных линий не имеющих никакого сходства с пальцами присутствующих. Таким же образом на разных сеансах получили отливки ладоней, ступней ног духов. Но и эти якобы бесспорные доказательства в свою очередь вызывали у скептиков сомнения, поскольку велик был соблазн с помощью ловкого обмана вызывать в обществе сенсацию.
Гораздо достоверней, чем какие-либо материальные подтверждения, выглядят те случаи общения с духами, которые впоследствии получали реальные доказательства. Один из самых любопытных произошел в начале прошлого века с весьма оригинальной русской дамой Александрой Федоровной Каховской. Явившийся ей призрак помог раскрыть преступление. Каховская собиралась навестить своего брата, но в пути приближающаяся гроза заставила ее искать случайный приют. Рядом оказалось имение ее старого знакомого — отставного прапорщика Есипова. Тот был страстным поклонником сценического искусства, имел свой крепостной театр и был без ума от примадонны — крепостной актрисы Груши Мешковой. По приезде в имение Каховскую встретил староста и сообщил, что с тех пор, как Грушенька сбежала, барин загрустил, уехал из имения в Казань. Так что господский дом пустовал. Каховская приказала его отворить, но староста усиленно отговаривал ее там ночевать: с тех пор как уехал барин, слуги неоднократно видели в доме привидение. Каховская была дамой не робкого десятка и решила проверить, что в этих пересудах правда. Ночью, оставшись в доме одна, она увидела в двери прозрачную женскую фигуру в белом. Призрак поманил за собой, и, следуя за ним, Каховская вышла в сад. Вдруг, словно бы указывая на прибытие к цели, фигура остановилась и исчезла. Поутру Каховская приказала копать в этом месте. Вскоре под землей показалась одежда, полуистлевший труп, нитка бус, русая коса. Дворовые узнали покойницу — крепостная актриса не сбежала, она была убита. Найти убийцу не составляло труда — приехав к владельцу этого имения, Каховская добилась его признания. Действительно, в порыве ревности он прикончил Грушу Мешкову и закопал в саду. Свидетелей преступления не было, и если бы не явление призрака, оно так бы и осталось тайной.
Не только в далеком прошлом людям удавалось встречаться с выходцами с того света. В своих воспоминаниях дочь Льва Николаевича Толстого рассказывает о таинственных случаях, которые наблюдали обитатели одного из сталинских концлагерей. Лагерь располагался на территории старого монастыря с кладбищем. Многие заключенные не раз видели, как под окнами в темноте скользила призрачная человеческая фигура. Иногда она останавливалась у окон, приобретала формы монаха в серой рясе, сквозь железные решетки медленно вплывала в камеру. Таинственного монаха видели то тут, то там, в его существование верили не только уголовники, но и политические, среди которых было немало образованных, отнюдь не суеверных людей. По свидетельству Толстой, монах заглядывал и в камеру, где находилась она. Трудно предположить, что заключенных этого лагеря охватила массовая галлюцинация. Значит, его обитатели действительно встречались с таинственным призрачным явлением.
Многие исследователи пытались найти объяснение феномену привидений. И объяснение это находится, если принять на веру религиозный постулат о бессмертии духа. Если душа в момент смерти покидает тело и принимает иную форму существования, то можно ли это подтвердить физически? Делались измерения веса человека в предсмертном состоянии, и после кончины, причем действительно отмечалось уменьшение веса, правда, в ничтожно малых величинах, измеряемых миллиграммами. Исследователи, верящие в материальную сущность духа, рассматривают этот факт как подтверждение того, что душа тоже имеет вес, а значит, существует и может и после смерти приобретать какие-то иные формы. Есть и другие, косвенные подтверждения того, что призраки – не фантазия. Человека еще можно заподозрить в том, что у него разыгралось воображение. Но животным галлюцинации не свойственны. Между тем они четко реагируют на контакт с потусторонним миром. Агрессия, возбуждение, страх — в поведении домашних животных появление призрака вызывает сильнейшие изменения. Кстати, издавна было принято определять по поведению собак, коней, другой живности, что в доме нечисто. Веками вырабатывались и правила общения с духами. По народным представлениям, любой контакт с потусторонним миром может иметь дурные последствия, и его следует по возможности избегать. И самое главное — не нужно ради любопытства и острых ощущений затевать самим общения с духами, устраивая для развлечения в компании спиритические сеансы, катание блюдечка или гадание с обращением к неведомым силам. Потусторонний мир не безопасен!