Никогда, никогда, никогда не говорите умирающим то, о чем потом можете горько пожалеть.
Была у моей мамы подруга закадычная, про таких людей обычно говорят: «С ним бы я и в разведку пошел». Много лет они знали друг дружку, много бед и радостей пережили вместе, да случилось горе: Тонечка, так ласково звали мамину подружку, заболела страшной болезнью – раком. Обладая невероятным жизнелюбием, всегда веселая, добрая, Тонечка и здесь не сдалась – упорно боролась с тяжким недугом… Но постепенно силы покидали ее, боль становилась невыносимой. Муж Тонечки, моложе ее на 10 лет, не перенес страданий любимой женщины и умер в расцвете лет от сердечного приступа. После его смерти жизнь для больной потеряла всякий смысл, и Тонечка перестала бороться. Моя мама не могла спокойно смотреть на страдания подруги, пыталась ее расшевелить и как-то заставить продолжить жить. И вот тут она и произнесла те слова, ставшие роковыми...
Но прежде нужно сделать небольшое отступление и рассказать вот о чем: есть у нашей семьи небольшой, уютный домик в деревне. Рядом протекает тихая речка, полная крупных, ленивых язей. Кругом тишь и благодать! Рано по весне моя мама уезжает туда и живет в том домике одна до глубокой осени…
И вот, стоя у изголовья умирающей подруги, мама возьми и скажи ей: «Знаешь, Тонечка, ты как поправишься, приезжай-ка ко мне в деревню, будем мы с тобой вместе жить-поживать». И Тонечка словно ожила, с такой благодарностью посмотрела на маму: «Обязательно приеду, обязательно!». А через несколько дней Тонечка умерла…
Наступила весна, мама, как всегда, собралась в деревню. Нужно сказать, что годы советского строя не прошли для нее даром: в бога она верит, но вот истории про всяких там привидений, призраков вызывают у ней только улыбку. Поэтому и живет одна в деревне без всякого страха: любого рода ночной шорох в доме не заставит маму испугаться – она всему найдет логическое объяснение.
Вот и в ту ночь мама спокойно себе спала. Уже светало, когда в окно громко постучали палкой (у нас окна высоко, рукой не дотянешься). Мама вскочила и спросонья, не понимая еще, кто это может барабанить так рано, выглянула в открытое окошко. Под окном стояли Тонечка с мужем, и, увидев маму, радостно замахали руками. Оба молодые, лет 30-ти, загорелые, а возле ног здоровый чемодан. Мама, будучи со сна, тоже обрадовалась, заметалась по комнате в поисках одежды, и все это время выглядывала в окно и задавала им всякого рода «дурацкие» вопросы: «Какие вы загорелые. На море, что ли, ездили? Тонечка, как ты выглядишь великолепно, а волосы какие длинные, ты что, их нарастила, что ли? Как хорошо, что вы приехали, сейчас я быстренько оденусь и дверь открою».
Наконец, мама впопыхах оделась и выскочила на веранду. И тут свежий утренний воздух прогнал остатки сна, и пришло осознание, что гости – мертвецы… Мама еще раз взглянула в окно, как бы проверяя: не померещилось ли ей все это со сна. Но действительность была ужасной: мертвецы не исчезли, а продолжали радостно улыбаться, махать руками и при этом не произносили ни одного слова. Как подкошенная, мама рухнула на колени, ползком добралась до кухни, забаррикадировала все двери и горячо молилась богу до тех пор, пока не услышала шум соседей на улице.
С тех пор мама больше в деревню одна не ездит… Никогда, никогда, никогда не говорите умирающим то, о чем потом можете горько пожалеть.