Считается, что в каждом доме есть хозяин. Не тот, что хозяйство ведёт, а тот, что хозяйство блюдёт. Говорят разное: будто за печкой живет, кто говорит, что на чердаке. Многие о нём слышали, да мало кто видел. Хотя и такие есть. В том числе и у нас, в Фунтиках.
Когда домовой начинает беспокоить и подает о себе знак либо звуками, либо сам появляется, то говорят: "Домовой вещует. Быть каким-то большим переменам в жизни жильцов дома". В таких случаях принято спрашивать: "Хозяин, хозяин, к добру или к худу?" Возможно, домовой и даст знак чего ожидать: радости или беды.
Иногда вкусы и пристрастия домового и главы семьи совпадают, иногда расходятся. Тогда он сердится, своё доказывает и требует. Горе тому, кто хозяину перечить начнёт – удачи не видать. Так если какая скотина не понравится, он по ночам гонять её будет так, что к утру вся в мыле будет.
Видела я таких коров, которые не только утром доиться, на ногах стоять не могут: вся спина мокрая, вид усталый, а признаков болезни нет (температура там или еще что). В стаде такая корова только отдыхает и поэтому с поля идёт здоровая и резвая. Только в стайку её не загонишь – всем гуртом такую скотиняку домой заводят.
А утром опять та же картина. И так, пока либо скотиняку изведёт, либо хозяину нервы так намотает, что ради спокойствия такую бурёнку прирежут на мясо. Ну что ж, – говорят в таких случаях, – не ко двору скотинка.
Так вот случай был такой в Фунтиках. Как раз перед первой мировой войной. Отец мой тогда из бедняков в середняки выбиваться стал. Купил веялку, молотилку, коров трех развёл, свиней, птицу. В общем, все хорошо. Даже землицы приобрёл в аренду немного к своей вдобавок. Только вот кобылка рабочая одна была да одна молодая ещё. Вот и захотелось тяте пару жеребцов себе купить: и в работе помощь, и для семени (чтоб к чужому жеребцу не водить, а то ведь за него платить надо).
Купил тятя (уж где – не помню) двух жеребцов-красавцев: одного буланого, одного пегого. Гривы у них густые! Вот через три дня у буланого жеребца в гриве заплетенную косичку заметил. Всех опросил, никто к жеребцу не подходил. Ну ладно, думает, пусть так, может, домовой пометил. Так, глядишь, толк с жеребца будет. Рассказал он об этой косичке своему племяннику, братке нашему Яшке, пареньку молодому лет 15 от роду. Ну, рассказал да и забыл.
Однажды (уже поздним вечером) заехал племянник к дяде в гости. Семья племянника в Новосавихе жила ( Куйбышев впоследствии). А у тяти моего стайки с пятистенком под одной крышей были. Зашёл Яшка в стайку и видит: кто-то у коней стоит. Пригляделся – мужчина ростом как дядя и телосложения такого же.
Даже рубаха дядькина как будто на нём. Стоит он и так аккуратно пегого жеребца по шее гладит и как будто разговаривает с ним. Братка возьми да и скажи: "Дядя Кирилл, ты что на своих жеребцов даже по ночам любуешься?". Мужик обернулся, а от коня не отходит.
Видит паренек, что мужчина чужой в конюшне, ну и давай строжиться да выговаривать: "Ты что в чужом дворе делаешь? Сейчас хозяина позову да соседей – быстро миром тебя, конокрада, накажут. Раз-два на землю посадят, так посмотришь, как по чужим конюшням лазать!" И собрался уж было дядьку звать, как вдруг незнакомец от коня отпрыгнул да за горло юношу и схватил. Упал под тяжестью взрослого мужика братка Яшка на пол и давай ногами в стену стучать.
Выскочил тятя да и мы вместе с ним, а братка в стайке лежит и еле дышит. Завели в дом, а сами кинулись обидчика искать.
Весь двор перерыли, все закутки в стайке, но никого не нашли. Ничего подозрительного. Только у братки шея опухла так, что он ещё два дня у нас лежал, болел сильно.
А утром тятя прибегает из конюшни и чуть не плачет. У пегого жеребца шея распухла не лучше браткиной. Через два дня издох жеребец.
Уж больно по нраву тяте он был. Потом, через года два, он опять купил коня той же масти. И опять проку нет.
Так и вышло: с тех пор всех мастей кони у тяти водились, а пегие дохли да хворали. Обиделся, видно, хозяин, вот и не ко двору пегие стали.