Предыстория: два года назад моя подруга купила в Питере комнату в коммуналке с соседкой Изольдой Францевной. Разговаривая с подругой по телефону, я узнала, что соседка - безобидная и не склочная старушка, но отличается некоторыми странностями: не любит говорить о себе. Она сразу же пресекла попытки подруги взять ее под свое покровительство («Не стоит, милая, набиваться мне в подруги, Вы - сами по себе, я – сама по себе. Если мне, что-нибудь от Вас понадобится - я извещу!»), и свела общение до необходимых при совместном проживании фраз. Тем не менее, неразговорчивая старушка очень часто и подолгу разговаривает в своей комнате. Подруга решила, что Изольда Францевна, как многие одинокие люди, имеет привычку выражать свои мысли вслух, пока, однажды, случайно не заметила, что бабушка «общается» с зеркалом, которое висит на стене в ее комнате.
В этом году у меня выпала возможность провести несколько дней в Питере, о чем я давно мечтала. Встретившись с подругой, узнала, что ее соседка умерла год назад в возрасте 89 лет. Наследники (дальние родственники – детей у старушки не было) позволили выкупить пустую комнату, и теперь у подруги своя двухкомнатная квартира в хорошем районе, но пока без качественного ремонта и с кучей хлама, на который не польстились наследники. Хлам, в основном, был сложен на антресолях, старую мебель уже вынесли на помойку, а на стене осталось большое зеркало, которое подруга не смогла снять, так как оно оказалось намертво прикручено за раму шурупами к стене. Сказать, что зеркало выглядело безобразно – ничего не сказать. Оно когда-то было дверцей шифоньера (сбоку даже остался язычок замка). Потом кто-то пытался этой повешенной на стену двери придать «красивый» вид, и на деревянную «раму» прицепил искусственные цветочки. Короче, у меня сразу «зачесались руки» сделать из барахла эксклюзивную вещь, тем более, что, поднеся горящую спичку к зеркалу, я увидела пять отражений огонька, что говорило о многослойной амальгаме и, несомненно, о старинной технологии. Стекло зеркала было граненным, имело голубоватый оттенок и на ощупь было прямо ледяным, при том, что в квартире было очень тепло, даже жарко. Подруга с радостью согласилась на мои дизайнерские эксперименты. Зная мою страсть к старым вещам, предложила, если мне захочется, разобрать хлам на антресолях, куда она за нехваткой времени еще не заглядывала, и, оставив мне ключи от квартиры, укатила на три дня в командировку.
Целый день я выполняла, намеченную «культурную программу», обошла несколько музеев, а по пути «домой» заскочила в магазин, купила все, что нужно для отделки рамы. Вечером приступила к работе. Ободрала цветочки, отшлифовала дерево и после полуночи, уставшая, ушла в соседнюю комнату спать. Легла, включила телевизор, настольную лампу (все-таки, одна в чужой квартире чувствовала себя неуютно) и поняла, что спать мне абсолютно не хочется. В голову стали лезть всякие ненужные мысли (вспомнилась Изольда Францевна, которая разговаривала с зеркалом).
Вдруг, как в плохом фильме, вырубается свет, телевизор, и я отчетливо слышу, как кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Слава Богу, в комнате было не совсем темно (начинались белые ночи), иначе я бы точно травмировалась, потому что мистические мысли мгновенно ушли, пришла мысль «Воры!», и я, зажав в руке телефон (вызвать милицию!), бросилась к входной двери с криком: «Кто там?!». Ответа не последовало. Я решилась заглянуть в глазок. На лестничной площадке, в отличие от квартиры, горел свет. Но возле двери было пусто. Отдышавшись, я зачем-то присела заглянуть в замочную скважину, и тут услышала тихий мужской голос: «Эмма…». От этого голоса у меня затряслись руки, ноги. Было в нем что-то странное, пугающее и одновременно очень… тоскливое, что ли. Возникло ощущение, как во сне-кошмаре (к тебе тянутся руки, а ты не можешь пошевелиться!). Если бы я в этот момент лежала в постели, то утром списала бы все на «сонный паралич». Но я стояла в коридоре перед дверью, а за дверью кто-то был. И нужно было что-то предпринимать.
Речь у меня, как ни странно, не отобрало, и я постаралась как можно громче произнести: «Вы ошиблись: Эммы здесь нет! Уходите, или я вызову милицию!» И снова услышала звук: кто-то провел рукой по дерматиновой обшивке двери. Потом - легкие шаги по ступенькам вниз. Я в это время смотрела в глазок – никого не было! Обзор был достаточным: лестничный пролет был виден очень хорошо. Почти сразу же зажегся свет и включился телевизор.
До рассвета я не спала: смотрела телевизор и везде горел свет.
Потом я отключилась и проспала почти до полудня. Немного поработала над рамой. Решила обвить зеркало виноградной лозой с ягодами. Работалось очень легко, орнамент прямо «выскакивал из пальцев». Ближе к вечеру, отправилась гулять по историческим местам. Думаю, Вы представляете, как мне «хотелось» возвращаться в квартиру ночевать, поэтому я очень обрадовалась акции «Ночь в музеях», и время до рассвета провела в Музее воды с толпой народа. Вернувшись в квартиру, выспалась за 2 часа, потом закончила раму и решила разобрать хлам на антресолях.
Среди обломков кафеля, старых и новых остатков обоев и прочего мусора, я, к своей радости, обнаружила очень любопытные вещи: пылесос выпуска 1956 года «Днепр», в рабочем состоянии, две Кузнецовские тарелки ( очень простые с виду и поэтому, наверное не заинтересовавшие наследников), фибровый чемоданчик, набитый книгами и фотографиями и в самом дальнем углу - тщательно завернутый рулон чего-то (я после тарелок подумала, что там не меньше, чем подлинник Рембрандта!), который я решила исследовать после чемодана.
В чемодане были книги на русском и немецком языке, очень старые, выпуска 33 – 38 гг. Две - авторские экземпляры с лестными посвящениями Изольде. Мне очень захотелось узнать , как же выглядела бывшая хозяйка квартиры, поэтому я стала разбирать фотографии и читать надписи на них. Изольду я вычислила быстро - на большинстве фотографий была одна и та же женщина в разных ситуациях, разного возраста, вполне узнаваемая.
А потом у меня в руках оказалась студийная фотография. С нее смотрели две абсолютно одинаковые девушки, в одинаковых клетчатых платьях с кружевными воротничками. Отличались они только прической: у одной пробор был справа, у другой – слева. И подписана эта фотография была так: «Моему отражению - Изольде, от Эммы, в честь нашего совершеннолетия». Ниже стояла дата: 21 октября 1938г.
Ого! У Изольды, оказывается, была сестра-близнец!
Почему же ее больше нет с сестрой ни на одной фотографии среди довольно внушительной пачки последующих снимков?
И тут я вспомнила о ночном происшествии и голосе, который позвал «Эмма…». Ничего себе совпадение!
Дальше события разворачивались еще интересней. Когда я сняла обертку с рулона и развернула его, у меня снова наступил шок: это был кусок пожелтевшего ватмана, на котором был довольно романтичный акварельный портрет молодой женщины. При внимательном изучении, обнаружила сходство с девушками с фотографии. Но поразил меня не портрет (далеко не Рембрант! – уровень художественной школы), а нарисованная вокруг него рама-орнамент: виноградная лоза с ягодами. ТАКАЯ ЖЕ, как я сделала вокруг зеркала! Один в один!
Рядом с изображением женщины наискось шли строчки (я их себе потом переписала):
«Эмма,
Хочу я сказать на прощание, -
Сердца не понял никто:
Что же сказать про его обмирание? Что?
Думы ли реют тревожно-несвязные,
Плачет ли сердце в груди, -
Скоро посыпятся звезды алмазные,
Жди!».
В рулоне кроме этого рисунка были и другие. Совсем маленькие, на кусочках ткани, чернильным карандашом. Я однажды видела подобные рисунки шариковой ручкой на носовых платках. Привез их приятель из мест не столь отдаленных, рисовали заключенные.
На одном из найденных рисунков был парусник и девушка на берегу. Подписано: «Жди меня, любимая Эмма, и я вернусь. Твой Николай». Очевидно, что и рисунок на ватмане, и рисунки на ткани сделал один и тот же человек.
Может быть, я обладаю неумеренной фантазией, но из фрагментов этой «мозаики» у меня в голове сложилась целая жизнь с одиночеством, смертью, любовью, которая, возможно, не закончилась со смертью. Куда девалась Эмма? Умерла? В блокаду? Ясно, что Изольда потеряла «свое отражение», сестру-двойняшку… Может быть, видя себя в зеркале, она разговаривала с сестрой, которая была ее зеркальным отражением при жизни? Может сестра приходила через зеркало с того света? Описывали же здесь подобные случаи.
Маловероятно?
Почему не вышла замуж Изольда? Почему не хотела ни с кем делиться воспоминаниями? Почему Николай попал в тюрьму? Был репрессирован (мне почему-то кажется, что он не был банальным уголовником)? Что с ним случилось потом? Он ли приходил вчера ночью к Эмме спустя столько лет? Зачем? Может быть, я - реинкарнация Эммы? (и такой вопрос, почему-то, возник в связи с датой рождения).
Увы, вопросов возникло много, но уже не у кого получить ответы.
Пришло ощущение, что мне в этой истории было суждено сыграть какую-то роль. Возможно, поставить последнюю точку?
Ночью я спала спокойно, а утром пошла в церковь и поставила свечи за упокой Изольды, Эммы и Николая.
Р.S. Подруга очень гордится своим обновленным зеркалом. Показывает всем гостям. Описанные выше события в квартире нисколько не испугали ее. Найденные вещи привели в восторг. Она сказала: «Отлично! Обожаю дома и квартиры, у которых есть своя история».
Уезжая, я подошла к зеркалу и дотронулась до него рукой. Стекло было теплым. Может, продолжение следует?