В кругу друзей моих родителей было принято разговаривать на темы утраченных знаний древних - Атлантида там всякая, этруски, Восток... И вот пошло новое поветрие - наследие древних славян. Славяне-то, они были ого-го! А Церковь-то пришла и давай подавлять несчастных волхвов и тайнознатцев-мастеровых. А они-то, не будь дураками, всё свое тайнознание взяли, да и в церковные же прибамбасы и зашифровали. Надо думать, рассчитывали, что вот придёт умный товарищ с душой истинного язычника, да как расшифрует это всё, да как и станет тоже ого-го, да и настанет нам всем тогда... Далее мнения расходятся: то ли счастье всем и задаром, то ли полный п(...)ец.
А родители мои тогда как раз начинали бизнес, торговали нательными крестиками да образками, завели верстачок в подвальчике, посадили туда человечка, и брали на реализацию у других. Сами они по профессии художники, но ювелирным делом не занимались, а теоретический интерес был. Больше, конечно, в сторону "продавать что-то интересное для покупателя".
И был среди их знакомых и поставщиков замечательный ювелир Ваня. Ваня изготавливал совместно с супругою "массовку" для, что называется, поддержания штанов, а серьёзной работой для него было сделать такой артефакт, который бы реально придавал владельцу Святого духа, Или Божьей благодати, или, проще говоря, Силы типа джедаевой, чтобы мог он творить если не чудеса, то хотя бы маленькое чудушко. Ранее, ещё до знакомства с нами, было ему такое вдохновение, что создал женское колечко, ставшее весьма популярным, и народная молва приписывала сему изделию благотворное влияние в любовных делах. Окрылённый этим опытом, мастер создал ещё несколько изделий по языческим мотивам, весьма мудрёных, прекрасного качества, но все они, как говорится, не пошли. Устав пенять на бестолковость потребителя, Ваня отправился искать откровений в Церковь. То есть, крестился, стал ходить на воскресные службы, и смирялся. Занялся изготовлением крестиков и образков. И увлёкся.
Есть ещё такое представление, что чем древнее образец, тем больше в нём таинства. А другое (не менее расхожее, как и спорное) - что староверы одни сохранили некие глубинные познания, и только в их образцах можно сие расшифровать. И давай Ваня расшифровывать при помощи циркуля и линейки, ибо всякий художник вам скажет, что главное - пропорции. Но вот, беда: старые мастера, походу, циркулем пользовались только чтобы криво не было, а соразмерность вымеряли на глазок, поэтому все имевшиеся образцы, если не вышли явно из-под одного штампа, несколько в этом смысле отличались. В одном же все они сходились: грубоватая, угловатая форма, несколько напоминающая гробик. У некоторых даже нижняя часть имела соответствующий наклон. Накопил же Ваня тех крестиков образцовых что-то около ведра, и перемерять пришлось долго. Я с родителями изредка бывал у него в гостях и видел ту "коллекцию". Да простят меня верующие люди, а совать руки в "это" вовсе не тянуло. Было в этой ёмкости что-то более отвратительное, чем просто позеленевший медный сплав...
Ваня резал и другие виды крестов, "всенародные", они вполне успешно уходили в продажу. А прямой этот старинский крест уходил неохотно во всех вариантах, каковых было сделано штук десять. Ну, казалось бы, не идёт, народ не принимает, так успокойся! Но Ваню "зарубило". Неприятие публики этот пост-диссидент воспринял как знак приближения к чему-то особенному. Как у Стругацких в "За миллиард лет до конца света". Типа, бесы ему препятствуют из страха за своё бесовское могущество.
Вся эта история тянулась не один год, и "бесы", в итоге, победили. Ну, не создалось чудотворного креста в том виде, хоть что делай.
Отказался Ваня от этой идеи и ударился в глухой запой. Он и раньше-то пил, бывало, как скотина. А теперь и вовсе трезвым его видеть перестали. Жена, которая долгие годы терпела все Ванины чудачества, забрала детей и уехала к маме. А её благоверный бухал ещё несколько недель кряду, пока "белочка" не пришла, в дурку не свезла.
Вернувшись же оттуда, Ваня обнаружил своё предприятие разорившимся, серебро кто-то спёр, вещи из дома он сам пропил, батареи в опустевшем доме замёрзли и полопались, а печку Ваня сам же и убрал, ещё когда котёл поставил. Одно представилось нетронутым никакими передрягами - ведро с крестами. Ване старая блажь в голову и дала, в ведре том особенном узрел он знак свыше. Хотел Ваня сокровище своё расцеловать, сунул в ёмкость обе руки... А там, под слоем крестиков - мазут, или что-то в этом роде: густая вонючая чёрная жижа. Испугался Ваня, к попу побежал.
Кто так злобно подшутил над бедным Ваней, так и осталось тайной. И то понятно - всем жить хочется! Пить мастер бросил, жена вернулась, батареи починили, вещи и дело завели по-новы. Но теперь, стоит Ване только услышать разговоры про тайные знания древних, как он делается зол и ругается страшно на того неосторожного болтуна. Видно, сильно его это "знание" достало.