Абасы

Категория: Истории из жизни, Дата: 17-12-2012, 00:00, Просмотры: 0

В далекие времена, когда еще не было Советского Союза, якуты жили по аласам (лесным полянам), затерявшись в непроходимой тайге. Обычно, селились семьями и близкими родственниками — посреди поля строили два балагана для зимовки и, чуть поодаль, юрту на лето. Такие мини-поселения называли «ага ууса» — если грубо перевести, то получается «отцовское родство».

Где-то в 20-х годах прошлого столетия в одном затерянном среди непроходимых лесов аласе жили две якутские семьи, дальние родственники. Было лето, почти август. И взрослые каждый день уходили косить сено, оставляя двух отроков-мальчиков дома, чтобы те следили за телятами и к вечеру встречали вернувшихся чаем. В основном, мальчики играли в заброшенном балагане весь день, время от времени присматривая за телятами. Взрослые, перед там, как уходить, обычно наказывали, чтобы те не шли за ограду в сторону древних могил. К слову, в якутских аласах почти везде можно наткнуться на «киhи унуоа» — старые, истлевшие могилы в виде маленьких брусчатых домиков, которые, вероятно, стоят несколько столетий на возвышениях.

В одно прекрасное утро родители снова ушли на сенокос, а мальчики остались играть в заброшенном балагане. В те времена игрушек не было, и дети играли всякими растениями, деревяшками, камнями и прочими дарами природы. Утром, приходя в свою привычную площадку для игр, мальчики обнаружили, что семенные коробочки ириса, которые были «коровами» для их игр, завяли. Дети решили сорвать свежие коробочки, но оказалось, что рядом с балаганом уже все сорвано, а неподалеку, за оградой бурно и маняще росли ирисы.

Наплевав на табу родителей, мальчики вышли сорвать семена ирисов и осмотреться. Сорвав достаточное количество необходимого, дети решили пойти обратно, но один из мальчиков обнаружил рядом с кочкой бруснику. Забыв об играх, они начали собирать неспелую бруснику и жадно есть. Вкусив ягод, они захотели их ещё сильнее и тогда дети решили пойти чуть дальше, в сторону могил, хотя солнце уже начинало садиться. Они медленно шли, разговаривая о том, о сем, и вдруг на середине слова один из мальчиков резко замолчал. Другой, ничего не замечая шел вперед, а потом услышал пронзительный крик. Он оглянулся и увидел, как его друг стоял, подняв голову вверх, и истошно вопил. Мальчик посмотрел туда, куда смотрел его друг, и увидел длинного черного человека ростом с приличнон дерево, а глаза размером с плошку. Человек сделал шаг навстречу, и пацаны побежали обратно. Тот, который первый увидел, был коренастее и сильнее своего друга и, соответственно, бегал быстрее, второй кричал ему, чтобы тот его подождал и не бросал. Он слышал, как за спиной всего в нескольких метрах гонится «абасы» (злой дух в якутской мифологии). Первый парень споткнулся и упал, а тот, что помельче, рванул изо всех сил домой и слышал, как его зовет друг и вопит, будто его режут.

Забежав домой, мальчик упал в обморок. Очнулся, только когда пришли его родители — те ничего не заметили и поругали его за то, что тот не вскипятил воду.

Наутро мальчик вышел снова поиграть в привычное место, но его друга там не было. Он пошел в нему домой — дома были родители, которые сказали, что его друг сильно заболел: со вчерашнего вечера был в бреду, не приходил в сознание. К обеду тот мальчик скончался.