...В Брянске село когда-то было, до войны ещё. Нижняя Усожа называлось. У левого берега реки Усожи (левый приток Десны), рядом с настоящей орловской границей. Точнее, не село даже, а деревня в десять домов, в десять семей.
Говорят, жила там бабка, Муханкой её звали. Совсем её кроме Софьи, девки одной, никто не любил. А Софья помогала ей больше, чем себе. И в один день пришли к ней две девки, якобы она кур ворует да скот травит. Довели бабку до белого каления. Плюнула бабка на них, собрала свои пожитки, вышла из дому, стала лицом к селу да и сказала:
"Чтоб вам было пусто, а смерти густо! Хорошо жили, беды не знали, теперича узнаете. Всё слово моё сбудется, ещё звать меня будете. Ухожу от вас и силу креста забираю".
Прошел год. Девка молодая умерла - собака руку сгрызла, столбняком заболела. Ещё через год мужик баню строил, и упал головой об доски. И год за годом по человеку умирало.
Осталась лишь София. Всё вокруг неё заросло крапивой да бурьяном. А её дом природа не трогала, всё цвело, благоухало, деревья срослись как горы, мешая ветру, сорняки не росли и крапива некусачая была. Из-за зарослей дома её и не видать было.
Шли годы. Тётка Софья покинуть решила дом, на мир посмотреть на новый. Вокруг топкое болото дома засосало, но её пропустило. Пошла она до людей, и тут война пришла.
Она солдатам помогала, партизанам. Но её убили немцы. Многие ветераны Софию помнют ещё. По крайней мере те, кто жив остался.
И, говорят, до сих пор можно её домик найти, зарослями да болотом огороженый. Лишь даль, что Софья пть никому не успела рассказать. Не знаю, может дом и разрушился, болото ушло, да заросли вырублены. Верят те, кто знали, что ещё и Муханка-ведьма в лесах живет, за людьми следит, злых наказывает.
Эту историю мне пра-пра-бабка рассказала.
Вот так.