ШП - это двухкилометровый участок скал, тянущихся вдоль дороги Качуг-Жигалово, вдоль и поперек разрисованный не только современными граффити, но и петроглифами ("бронза" и "железо" - бронзовый и железный века, датировка). Изображения "бронзы" реалистичные, красивые, разнообразные - всадники, сцена перекочевки, есть даже стилизованная под маску нерпа (предмет нешуточного холивара в среде археологов), животные: в основном, лоси.
Изображения "железа" мать ласково зовет "ублюдками", потому как это всадники с о-о-о-очень условной прорисовкой, а-ля детское художество. В древности, да и в наши дни, место считается священным, с огромнейшей энергетикой. Хозяин места Хара-Ожирай ("Черный Бык" в переводе) представлен в виде антропоморфной скалы в виде головы человека, причем явно различимы все черты лица. Картинок на машине нет, но если кто заинтересуется, могу добыть из полевых отчетов родителей и выложить. У левого конца писаницы (относительно течения Лены) есть глубокая падь Шаманка (по легенде, там было захоронение шаманки, но за давностью лет оно кануло в Лету). Это все на правом берегу Лены.
На левом простирается тайга, а у берега могильник, причем, лицом люди повернуты к писанице - получается, что место вроде храма смерти, пардон за грубое обобщение, но очень много придется объяснять, а тут тонкости ни к чему. Помимо прочего, на "голове" Хара-Ожирая в еще два века назад люди клялись в невиновности. В черную безлунную ночь они поднимались без факелов на самый верх по крутому склону, становились на самый край "шапки" Ожирая (она раньше была эдаким столбом несколько метров в высоту, потом ее взорвали) и, раскинув руки, кричали во все горло: "Я не виновен!". Многие падали и разбивались, не удержав равновесия - их не хоронили. Кто спускался, того оправдывали. В общем, сами понимаете, место веселое.
Несмотря на то, что Хозяин не трогает тех, кто в первый же день своего приезда принес ему дар - будь то мелочь, конфетка или сигаретка, - чувствуют все там себя по-разному. Мне, например, там очень комфортно. Я знаю, что я там в безопасности, безумно люблю Шишкино, и мне периодически подкидывали всякие вкусности типа шикарнейшего заката, находок вроде скребков-наконечников, окаменелой волнистой ряби, а в последний раз на мою просьбу отвалить мне подарок на память выпал "куриный божок", то бишь, камушек с дырочкой. Кто-то нервничает, кто-то наотрез отказывается там появляться.
Но самое интересное место - это Шаманка. Там комфортно себя чувствует только моя мама. Я, отец и все участники экспедиций или ощущали на себе взгляд в спину, или нервничали. Но это-то цветочки.
В одной из экспедиций был парень-флейтист. Свистел на флейте дни напролет, и однажды народу это надоело: его вежливо турнули из лагеря. Юноша психанул, ушел в Шаманку (2 км от лагеря), забрался поглубже и стал играть в свое удовольствие. Тишина, солнышко, птички поют, никто никому не мешает... Угу, щщщаз. Парень рассказывал, что через некоторое время почувствовал на себе взгляд. Обернулся и ахнул: рядом стояла полупрозрачная шаманка и смотрела на него. Взяла за руку (понятия не имею, как) и повела прочь из пади. Флейтист, едва отойдя от шока, вырвался и рванул обратно в лагерь. Два километра преодолел на одном дыхании, выдул кружки три чефирчика и только потом перестал трястись Но поверили ему сразу же. Больше парень в Шаманку носа не казал...
ЗЫ: я, кстати, повторила подвиг юноши. Забралась в падь и давай насвистывать на флейте (ага, я тоже играю). Но меня никто за руку не уводил, сама сбежала: больно напряженный взгляд в спину был.