Очень многие хоронили родственников, и, чаще всего, бабушек и дедушек. Что поделаешь, от старости лекарства нет. Я не исключение.
Дедушки по папиной линии не стало в 2002-м. Всю свою жизнь он посвятил медицине, был заведующим хирургическим отделением одной из городских больниц. В течение многих лет мы с семьёй жили в его квартире, пока не обзавелись собственной жилплощадью. Он уже был на пенсии. Я часто заходила к нему после школы, просто посидеть и поболтать - ему всё-таки было скучно.
К сожалению, от того, что с ним случилось, не застрахован ни один человек в возрасте. После нескольких лет одинокого быта он начал страдать деменцией - проще говоря, старческим маразмом. Он мог заблудиться по дороге из магазина, который находился в ста метрах от подъезда, ночью звонить в двери соседям, спрашивать, где он живёт или кто сегодня дежурит в отделении... Оставить его так мы не могли и взяли к себе жить. У мамы он спрашивал, из какой она палаты, брата называл каким-то именем-отчеством, видимо, представляя кого-то из коллег по больнице. Иногда узнавал отца. И, что странно, моё имя он помнил.
В подробностях рассказывать дальнейшее я не буду. Мне было безумно жалко деда - как так, интеллигентный умный человек, любимый дедуля, превратился в сумасброда... Одно время он жил у нас, потом у старшего сына (моего дяди). Двоюродная сестра рассказывала мне примерно то же, что я и сама могла наблюдать. А однажды он зашёл на кухню, где сидели родственники, и так, как бы между слов, сказал: "Вот, отец заходил..." Все переглянулись и поняли, что это не к добру. Ведь его отца не было в живых уже не один десяток лет.
Через несколько дней его не стало.
С тех пор много воды утекло. Ушли из жизни еще несколько близких людей. Я окончила школу. Училась в институте. Стала тётей. Всё, в общем-то, шло своим чередом.
Подходил к концу 2011 год. Я начала замечать, что дед начал мне сниться. Причём с непонятной частотой. Голова была занята совсем другими людьми и событиями, а он всё чаще появлялся во снах - пугающе реалистичных. Как будто я сижу с ним на кухне в той старой квартире, где всё знакомо - интерьер, запахи, смешные дедовские треники с "пузырями" на коленках. Во сне он был спокоен и даже весел. Я спрашивала у него, мол, ну как ты тут? А он отвечал, всё хорошо. Спрашивала, надо ли сходить за чем-нибудь в магазин. Он говорил, нет, мол, не нужно ничего.
Такие сны снились мне по несколько раз в неделю. Поначалу было жутковато, но они не были страшными, отчасти даже ностальгическими. Все, с кем я делилась этим, пожимали плечами и говорили, мол, поставь свечку в церкви. Кто-то сказал, что если во сне покойник не зовёт к себе и вообще, если с ним всё в порядке, то это к хорошим вестям, или что-то вроде того.
Так продолжалось около 4 месяцев. Он снился мне с разной периодичностью: когда чаще, когда реже, но, в целом, часто. Для человека, которого так давно похоронили, даже слишком часто. Но мне такие сны даже чем-то нравились.
И лишь однажды я проснулась, что называется, в холодном поту. Сон ощутимо отличался ото всех, что я видела ранее. Я поднимаюсь в знакомом лифте на всё тот же этаж, толкаю знакомую деревянную дверь, она открыта. В квартире, в которой я провела всё своё детство темно, только в дедушкиной комнате вяло горит настольная лампа. Хожу по квартире, зову деда, а его нет. "Странно, - думаю, - может, ушёл куда, а дверь закрыть забыл?" Выхожу из квартиры и бог весть зачем поднимаюсь по лестнице выше. Почему-то в меня вселяется чувство непонятной нарастающей тревоги. Бегом бегу наверх, к чердаку. Потом спускаюсь обратно и опять захожу в квартиру. И тут из-за спины знакомый голос произносит моё имя. Поворачиваюсь - на пороге стоит дедушка. "Вот ты где!" - говорю я ему. Он улыбается, кладёт мне руку на плечо, наклоняется и произносит: "Внученька моя... Ты вот что, не ходи сюда больше. Нельзя тебе сюда больше..."
На этом сон оборвался. Некоторое время мне было не по себе, но, как и всем предыдущим снам, я не придала этому особого значения.
Меньше, чем через месяц, умерла любимая бабушка. Ещё через две недели - при странных обстоятельствах погиб мой молодой человек. Ещё через два месяца трагически погибла подруга.
Может, я что-то себе навязываю. Может, у меня взыграло воображение. Но, относись я к этому менее скептически, может, всё сложилось бы по-другому? Ведь говорят же, что мёртвые приходят, чтобы о чём-то предупредить...
Больше он мне не снился. Ни разу с того момента, как сказал, что мне "сюда больше нельзя".