Был еще один случай, произошедший на моем веку. Это как бы к теме о разумности или душевности деревьев и не только.
Как-то приехал клиент из Краснодара и попросил помочь. В нашем посёлке стоял дом его бабушки, и вот у этого дома лопнул фундамент, нужно укрепить, а то трещина увеличивается с каждым днём. Заключили договор, с понедельника приступаем. Отправил ребят в назначенное время.
- Скорее всего орех где-то рядом, - говорю, - пока не уберем его, будет ломать и дальше.
Мастер участка потом и рассказывал.
Приехали, калитка заперта, никого нет. Звоню клиенту – пробки, работа, проблемы, - куча отмазок, будет после 12. Стал забирать бригаду, разворачиваясь, нажал на сигнал.
- О, бабуля нарисовалась, - это Кирилл говорит, бригадир, показывая на бабулю, выходящую из дома - спала, небось.
Остановился, смотрю, бабуля вошкается, с запором возится, не может калитку отпереть. А сама, как у нас говорят, «стара як земля», Кирилл подошёл, через верх отпер калитку, заходим.
- Что ж Вы, бабушка, не выходили, мы уже уезжать хотели. Показывайте, где проблема. Бабулька улыбается и молча, повела за дом. Показала трещину, я огляделся. Точно, в метрах 3-4 пенёк от спиленного ореха.
Лирическое отступление. Давно известно, что грецкие орехи нельзя садить близко от дома и других строений, они «взрывают» фундаменты, поднимают полы. Особенность этого дерева в твёрдой древесине и мощной корневой системе. Корешок, пока маленький, пролазит в любую трещинку и там разрастается, увеличивается в диаметре и разрывает бетонный фундамент. Это я так раньше думал. Пока не сделали шурф под фундаментом.
Фундамент не глубокий, но для такого домика и он с 10-ти кратным запасом прочности. Но удивила всех нас не толщина фундамента. А то, что от пня к дому шёл корень, примерно 10-12 см в диаметре, шел ниже фундамента сантиметров на 30, а непосредственно под фундаментом выгнулся горбом и уперся в него, прямо под трещиной. Как будто он не наткнулся на преграду, а специально искал, чтобы сломать.
Работу сделали, фундамент закрепили. Тут и хозяин подъехал. Вошёл, похвалил за самостоятельность и скорость работы и пригласил в дом, расплатиться.
С этого момента со мной стала происходить разбалансировка логики. Вроде всё нормально, но какие-то моменты не согласовывались с естественным течением событий. Продолжу.
Хозяин долго ковырялся с замком, чертыхаясь. Вошли, пахнуло затхлым воздухом давно не проветриваемого помещения, стерев довольно значительный слой пыли разложили на столе документы. Подписали. Рассчитались. Пожали руки.
- Ну, теперь пусть бабуля не переживает, трещины больше не будет. Корень убрали, опору залили, – говорю клиенту, - если ещё что-то понадобится, обращайтесь.
- Бабуля, почти год уже, как умерла. При жизни бегала всё, отца доставала из-за этой трещины. Батя орех спилил, а фундамент укрепить не успел, умерла бабушка. Теперь дом мой, по наследству. Вот она уже месяц меня достаёт во сне, на счёт этой трещины. Говорит, не продашь, пока не сделаешь. Вот сделал, теперь косметику наведу и продавать…