Эта история случилась с моей семьёй осенью 2005 года после смерти бабушки. Но обо всё по порядку.
Начиная с 6 месяцев моей жизни и заканчивая 16 годами, меня воспитывала бабушка. Не подумайте ничего дурного - я не сирота, и у меня есть родители. Просто так получилось, что папа и мама зарабатывали деньги, а за мной надо было кому-то ухаживать. И этим кто-то стала моя бабушка. До 6 лет я видела родных исключительно по выходным. Но в 1995 году моя бабушка сильно пострадала в автомобильной катастрофе, и решено было перевести её из маленького городка в областной центр, где жили мои родители. Даже будучи покалеченной, она ухаживала за мной, воспитывала, обучала. Бабушка для меня была самым близким человеком.
7 сентября 2005 года бабушки не стало. В тот день я толком и не разговаривала с ней. С утра, как всегда, рано умчалась в школу. В обед заскочила на пару минут, чтобы переодеться, и, не обмолвившись ни словом с прикованной тогда уже к постели бабулькой, умчалась вместе с мамой в магазин. А когда мы вернулись, было уже поздно... Бабушка скончалась от сердечного приступа (в тот год стояла жуткая жара, в первую декаду сентября температура на градуснике не опускалась ниже 25 градусов). Я нашла её в комнате у кровати, стоящую на коленях, мертвой хваткой вцепившуюся в прикроватный столик и невидящими глазами смотрящую на дверь. Будто она ждала нас, чтобы проститься, но так и не дождалась...
Сказать, что я была в шоке, это не сказать ничего. В первую ночь я ночевала в комнате вместе с ней, потому что не верила, что бабушки больше нет. Не знаю, разрешено ли это церковными канонами, но я поступила так, как поступила. Как гласит народная мудрость: "Бояться нужно не мёртвых, бояться нужно живых". Я, в ту пору, без малого, 16-летний ребёнок, свято надеялась, что бабушка заснула летаргическим сном и вот-вот проснётся, что хоронить её нельзя... Но чуда не произошло.
На похороны мать мне запретила ехать, оставив дома. Моё состояние на грани нервного срыва усугублять не хотелось...
Не знаю, кто больше нуждался в утешении - мы с мамой или душа нашей бабульки. До 40 дней мы с мамой несколько раз отчётливо слышали бабушкин голос, как это бывало обычно - бабушка последние 5 лет своей жизни была почти прикована к кровати и передвигалась с табуреткой исключительно до туалета и обратно, поэтому часто звала маму или меня, чтобы мы помогли ей с чем-либо. А теперь представьте - в доме никого нет, кроме вас, а вы явственно слышите голос умершего родственника.
Страшно, скажете? А вот мы не боялись. А просто вставали и бежали в комнату, где бабушка обычно находилась. Вот так раз я прибежала, и мне почудилось, что на бабушкиной подушке виднеется её голова с серебристыми волосами и слышится мерное сопение... Тяжко было, в общем. Все, кто когда-либо терял близких, наверняка, испытывали подобные чувства - умом ты понимаешь, что человек ушёл и уже ничего нельзя сделать, но сердцем веришь, что он просто вышел ненадолго и скоро вернётся, и всё станет по-прежнему. После сороковин стало легче.
А ровно через полгода, 7 марта, моей маме приснился сон, в котором она слышала бабушкин голос. И вот что она сказала: "Не горюйте по мне и не плачьте. Здесь светло и тихо. Поминайте меня по памятным дням. Я сверху всё вижу, только сказать не могу". Мамины подруги сразу затараторили в один голос, что бабушка наша попала в рай. И, знаете, после этого сна стало нам с мамой обеим как-то легче, будто камень с души свалился, что не простились мы с бабушкой толком.
Цените каждое мгновение, проведённое с близкими, не откладывайте ничего на завтра. Завтра может и не настать... Или для вас, или для них. А после... после уже ничего нельзя будет изменить.