Эта история случилась с моей мамой, когда она училась на втором курсе. Училась мама в первом медицинском институте. Жила в общежитии №2, расположенном рядом с Гренадёрским мостом и Ботаническим садом. Естественно, за год учёбы мама вдоль и поперёк изучила этот район, потому что и в институт каждый день ходила, и с подругами гуляла, в общем, ей и в голову не могло прийти, что она там может заблудиться. В один осенний вечер (было часов девять) маме захотелось пойти прогуляться перед сном, и она пошла прогуливаться. Уже темнело, но полной темноты ещё не было, скорее поздние сумерки. Мама не выбирала маршрут специально, шла, куда ноги вели, думала о чём-то своём. И в какой-то момент, вынырнув из своих мыслей, обнаружила, что находится вообще непонятно где. Это была довольно большая площадь, ограниченная слева забором, а с других сторон – большими домами с трубами, мама решила, что это какой-то завод. Ну, потому что трубы. Ни в одном здании не горело ни единое окно, вообще выглядело всё это жутко, вокруг было совершенно тихо, и темнее, чем везде, потому что на других улицах горели фонари, а тут их не было. Дальний конец площади было не разглядеть, но мама пошла туда, просто чтобы не возвращаться. Она же хорошо знала Петроградский район, у неё было чёткое ощущение, что куда ни иди, а выйдешь в итоге на знакомую улицу. Шла мама вдоль забора, рядом с ним. Однако там впереди было не пройти, потому что забор вплотную стыковался с домом. Что делать, пришлось повернуть, пройти вдоль дома, но там тоже нигде не было проходов. Были подворотни, но все они заканчивались тупиками, просто кирпичными стенами. Это само по себе странно, если задуматься. Зачем архитектору понадобилось делать подворотни, которые ведут в тупик? Мама так шла и шла себе спокойно, пока не поняла, что сделала полный круг, и не нашла ничего напоминающего выход с площади. Но ведь как-то она на эту площадь попала! Значит, пройдя полный круг, хотя бы ту, первую улицу, она должна бы была обнаружить! Законы логики, видимо, были неприменимы в сложившейся ситуации. Но мама продолжала в них верить, и прошла по площади ещё несколько кругов всё так же, не находя никакого выхода. И в какой-то момент она с ужасом заметила, что кирпичный забор изгибается чуть ли не полукругом, а изначально (мама уверена на сто процентов) он был прямым. Чтобы было не так страшно, мама стала вспоминать стихи, формулы физики, строение клетки. И как ни странно, помогло это ничуть не хуже молитв. Во время очередного прохода по кругу маме удалось обнаружить узенький проход между двумя домами. Раньше мама его не видела, и он уж точно не был той широкой улицей, по которой она зашла на площадь. Но, размышления об этом, мама благоразумно решила отложить на потом, а пока просто нырнула в этот проход. Через какое-то время он расширился до вполне приличного, хоть и узенького, переулка, а потом мама вышла на освещённую и прекрасно знакомую Петроградскую набережную.
Её общежитие располагалось минутах в двух-трёх ходьбы. Напомню, что выходила мама около девяти, на площади, по её ощущениям, провела никак не меньше часа, а до этого сколько-то ещё гуляла просто по знакомым улицам. И тем не менее, когда мама вернулась в общежитие, было всего несколько минут одиннадцатого. Сразу же мама рассказала всё соседкам по комнате, они отнеслись скептически, потому что тоже были уверены, что никаких заводов поблизости нет. Но мама настаивала и говорила, что может даже показать. Она помнила, что на заборе была табличка «улица Колодезная, дом 3». И первым делом мама попыталась найти эту Колодезную улицу на карте, но её там не было. Когда мама мне рассказала эту историю, я тоже попыталась найти Колодезную улицу средствами Яндекса, и нашла, но она совершенно в другом районе. До самой зимы в тот год мама и одна, и с подругами, которые в конце концов заинтересовались, искала ту злосчастную площадь. Ей хотелось доказать самой себе, что она зря напугалась. Забор с самого начала был изогнут, узкий проход – на самом деле широкая улица, по которой она пришла на площадь, а узким он ей со страху показался, и т.д. Но мама больше так и не нашла то место. Когда мама рассказала эту историю мне, я тоже попыталась найти Колодезную улицу, и тоже делала это очень целеустремлённо и одна, и с друзьями. В конце концов, мама отлично помнила, на какую именно часть набережной вышла, мне было от чего отталкиваться. Вычертив окружность радиусом в два километра с центром на набережной, я целенаправленно исходила все улицы и переулки, попадавшие в окружность. Расширила радиус… Я теперь отлично знаю Петроградский район, вот и весь результат. Попасть на ту загадочную площадь мне так и не удалось.
Интересное наблюдение, которое окончательно убедило меня в том, что мама столкнулась с чем-то по-настоящему странным. Когда я рассказывала эту историю своим друзьям, чтобы убедить их искать Колодезную улицу вместе со мной, все, когда я упомянула Колодезную улицу, сказали, что им очень знакомо это название (я и сама сразу что-то смутно вспомнила насчёт неё, когда услышала впервые мамин рассказ). Один парень вспомнил, что видел табличку «Колодезная» по дороге в универ (мы все учились в ИТМО, это тоже на Петроградском острове). Но где именно – вспомнить не смог. Потерпев фиаско с поисками, я решила хотя бы этот факт как-то прояснить. У нас тогда был побочный предмет - социология, по нему всем нужно было сделать опрос (минимум пятьдесят человек, на пятёрку - сто) по какой-нибудь социальной теме. И я в свои вопросы о «любимом общественном транспорте» вставила вопрос про Колодезную улицу. Опрос я проводила рядом с метро Василеостровская, то есть, теоретически, у моих опрашиваемых прохожих не должно было быть какой-то привязки к Петроградскому району. И результат меня просто потряс. Несколько человек уверенно сказали, что эта улица в районе Старой Деревни (правильно, именно там она находится согласно карте, но та Колодезная улица всё равно не имеет ничего общего с тем, что видела моя мама). Примерно половина не знала такую улицу и никогда не слышала. Но всё равно из оставшихся сорока с лишним человек почти тридцать «вспомнили», что, кажется, это улица рядом с Петроградской (варианты: рядом с Чкаловской, где-то возле Горьковской и т.д.). То есть, почти треть людей «помнит» эту улицу там же, где её видела мама, на Петроградском острове! Что-то в этом есть, правда?