И вот еще одна история.
Познакомилась я как-то с интересным человеком, по профессии он этнограф. Я очень хотела когда-то посвятить этому свою жизнь, но рождение ребенка внесло свои коррективы, и об экспедициях и обучении в институте пришлось забыть. Завязался у нас разговор, и я стала его расспрашивать, не случались ли с ним или его коллегами странные истории. Этнография наука такая – сказания, легенды… мистика рядом. Ну, говорит, особо-то я в нечисть и мистику не верю, но вот была в моей практике пара случаев, которые объяснить я не возьмусь. И рассказал.
В первый раз шли они по глухим деревенькам, собирали фольклор. И забавно – у каждой деревни свои «коронные» истории. В одной только про ведьм рассказывают, в другой о ведьмах ничего не говорят, а вот ходячие мертвецы чуть ли не каждую ночь по улицам гуляют.
Идут через лес, с рюкзаками, группа, человек восемь. Он последним идет. И чувствует – нехорошо ему. Тяжело, муторно, страх накатывает – хочется бежать из этого леса, куда глаза глядят. Другие члены группы никаких признаков нервозности не проявляют, а ему уже хоть плачь. И чувствует спиной, будто смотрят на него. Тяжелый такой взгляд, давящий. Он обернулся и увидел среди деревьев высокую темную фигуру. Как он описывал, однозначно выше человеческого роста, и такое впечатление, что одежды не было, была шерсть. Но при этом – не медведь. Сложен почти как человек, только рост нечеловеческий, голова вроде бы небольшая, и руки длиннее. Он вскрикнул, позвал товарищей – пока те выясняли, что произошло, тот, что смотрел, исчез. Ну, думает, может, давление подскочило или упало, вот и привиделось. Другим-то жутко не было, и не видели они ничего. Так и забыл бы он об этом случае, если бы в той деревеньке, куда они пришли, не рассказали им жители местную легенду о «Хозяине леса». Мол, есть у здешнего леса Хозяин, и, если кто не приглянется ему, особенно из чужаков, будет страх наводить, пугать. А не поможет – и сам появится. Сам большой, шерстью обросший… Тут-то знакомый и призадумался, может и действительно, есть зерно правды во всех этих сказаниях-легендах?
Вторая история тоже произошла в экспедиции. Пришли они в деревеньку, стали располагаться на ночь. Их охотно приютили, народ у нас в глубинке гостеприимный, без крыши над головой не оставят. Только в одну избу ходить отсоветовали – греха не оберетесь, ведьма там живет. Ведьма! Бесценный источник информации для этнографа. Разве пройдешь мимо? Никак невозможно, решила начальник экспедиции, и занялась ею собственноручно.
Пришла к ведьме в гости. У той чистенькая избушечка, травы сохнут по углам. Стены бревенчатые, на одной стене клюка деревянная висит. Ведьма тоже оказалась гостеприимной, усадила гостью за стол, выставила нехитрое угощение, а за знакомство выставила на стол пару стаканчиков, и разлила в них местной самогонки. Только уселись они, стаканы подняли, как клюка, что висела на стене, задергалась, застучала в стенку, подпрыгивать начала – ну просто как взбесилась. Начальница экспедиции от удивления чуть со стула не свалилась, а бабка спокойно так ей говорит: «Это муженек мой покойный. Выпить страсть любил, а мы ему не налили, вот он и злится». Хихикнула и достала третий стакан, налила. Клюка мигом угомонилась, будто и не отплясывала только что. Ведьма принялась деду выговаривать, что, мол, гостью мне пугаешь, старый, в общем, что-то в таком духе, а гостья тем временем осмотрела всю стенку и всю клюшку, ни веревочки, ни еще какого механизма не нашла. К сожалению, о чем они там с бабулечкой разговаривали после этого, мне не рассказали. Наверное, беседа была интересной, я бы тоже послушала, да жаль, не сложилось…