Утром А.В. направился в сельсовет.
Сельское поселение представляло собой несколько разбросанных улиц. На одной из них можно было увидеть магазин, да небольшую площадь, в центре которой располагалось административное здание барачного типа. Искомый А.В. дом культуры находился неподалеку. Внешне это было ветхое двухэтажное здание с облупившимися стенами и необъятными окнами. На входной двери висела табличка, информирующая посетителей о часах работы музыкального и шахматного кружков, а так же библиотеки, находящейся на втором этаже.
Войдя внутрь, А.В. обратился к бойкой женщине, энергично жестикулирующей престарелому шахматисту:
- Простите, где я могу найти краеведа Мискунова Кирилла Алексеевича?
Женщина, не оборачивая головы в сторону А.В., скороговоркой произнесла:
- На втором этаже. Он постоянно за книгами сидит.
- Благодарю.
Поднимаясь в библиотеку, А.В. испытывал своеобразный азарт. Став главным героем столь загадочной истории, он желал дойти до конца, разгадать этот ребус, но не знал получит ли он ответы на свои вопросы.
Библиотека встретила его запахом ветхости вкупе с сыростью. Бросив взгляд на потолок, А.В. увидел отчетливо проявившиеся подтеки, чей желтоватый оттенок явно не гармонировал с салатового цвета обоями.
В библиотеке было тихо. Посетители отсутствовали. А. В. немного кашлянул, и перед ним возник молодой мужчина по возрасту немногим более тридцати лет. На нем был одет сносный коричневый пиджак, небрежно наброшенный на белую рубашку, черные брюки и такого же цвета туфли.
- Чем могу быть полезен? - осведомился незнакомец. При этом приветливый взгляд мужчины, брошенный им на А. В. сквозь круглые очки, располагал к доверительной беседе.
- Здравствуйте, мне нужен Мискунов Кирилл Алексеевич.
- Значит, Вам нужен я. Вы по какому вопросу?
- Меня зовут Кузин Андрей Васильевич. Недавно я приобрел дом в селе Кобликово и мне необходимо получить вашу консультацию по интересующему меня вопросу. Я навожу справки об истории здешних мест, и меня интересуют некоторые факты.
После сказанного глаза Кирилла Алексеевича зажглись, и в них появился мало скрываемый интерес, а по лицу расползлась улыбка.
- Тогда, я полагаю, нам будет более удобно обсудить интересующие вас вопросы в моем кабинете, – Кирилл Алексеевич рукой указал направление.
Зайдя в кабинет, библиотекарь присел в свое кресло и спросил:
- Чай? Кофе?
- Нет. Благодарю.
- Что же вас привело в нашу глухомань?
- Я недавно приобрел дом, и меня приятно удивили здешние места. Хотел бы узнать побольше об истории этих мест. Я заметил, что у Вас не так много посетителей?
- К сожалению, это так. Как вы успели заметить, местные жители больше думают о хлебе насущном, нежели о пище духовной. Но это и понятно. Такое время. Когда им книги читать? Боюсь, что буквально через несколько лет дом культуры вовсе перестанет функционировать.
- Почему?
- Состояние здания уже как десять лет кризисное. Мы не получаем средства из муниципального бюджета несколько лет. Потолок разваливается на глазах, а книги портятся от влаги. Я это лето посвятил реставрации наиболее ценных экземпляров, но с каждым годом ситуация будет только усугубляться. Но не будем о грустном, а начнем с интересующих вас вопросов.
- Расскажите об истории этих мест. По возможности с самого начала.
- Ну, если с самого начала, то в первую очередь следует акцентировать свое внимание на такой выдающейся исторической личности, как князь Андрей Боголюбский. Он был старшим сыном Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого, того самого, который пригласил изгнанного из Киева князя Святослава отпраздновать успешную военную кампанию в пограничном суздальском городке Москов. Намереваясь оставить Киев за старшим сыном, Юрий Долгорукий передал младшим Ростов и Суздаль. После его смерти князь Андрей не решился княжить в Киеве, превратившемся к этому времени в средоточие заговоров и династических притязаний. По этой причине он решил самостоятельно определиться со своей вотчиной, и его выбор пал на Владимир. Хотя этот выбор, согласно одной из легенд, был вовсе не случайным.
- О чем гласит эта легенда?
- Дело в том, что перед тем, как покинуть Киев князь Андрей договорился со священником, который передал ему древнюю реликвию - икону Богородицы. Она была доставлена из Константинополя в Киев, а ее авторство приписывалось самому евангелисту Луке.
- Но получается, что князь Андрей поступил незаконно?
- Что вы! Наоборот. Согласно легенде, каждую ночь икона отходила от стены и становилась посредине церкви, как будто показывая, что ее надо куда-то еще переместить. В глазах общественности перемещение иконы из Киева символизировало Божье провидение, скажем так реализацию предначертанного свыше. Андрей забрал самодвижущую икону и покинул Киевские земли, направляясь в Ростов. Миновав Владимир, кони внезапно остановились и не могли сдвинуться с места. Утром князь заявил о том, что во сне ему явилась Богородица и приказала не везти ее икону в Ростов, а оставить во Владимире.
Дело в том, что Владимир был к тому времени относительно молодым городом, и претендентов на княжение в нем практически не было. Это немного позднее Владимиро-Суздальское княжество обретет мощь и станет основным политическим, религиозным, культурным центром Руси. Этому будет способствовать интенсивная миграция жителей Приднепровья под воздействием набегов печенежских отрядов. Андрей воспользовался ситуацией и основал в нем свою столицу, что было ознаменовано воздвижением каменной церкви во имя Рождества Богородицы на том самом месте, где у него было видение. Так, собственно говоря, и появилось село Боголюбово, которое стало любимым местом пребывания князя Андрея. В самом Владимире князь выстроил прекрасную церковь Успения Богородицы из белого камня. В этом храме хранилась вывезенная из Киева икона, названная Владимирской и, как вам известно, ставшая заступницей России. Помимо этого он выделил для храма часть своих доходов, и город Гороховец, и села. На этом меценатская деятельность князя Андрея не закончилась. Он построил во Владимире Спасский и Вознесенский монастыри, церковь Святого Федора Стратилата, знаменитую ныне церковь Покрова на Нерли и много других храмов. Безусловно, подвижническая деятельность князя обросла народной молвой, за что он и получил прозвище Боголюбский.
- Интересно, – отметил А. В. – Скажите, а село Кобликово было когда-либо ознаменовано интересными историями или легендами?
Кирилл Алексеевич тонко улыбнулся и, выпрямив на подлокотниках кресла свои длинные пальцы, довольно изрек:
- Ну, разве что легенда о ведьме «черной Ксаверии».
А. В., не удержавшись, подскочил со своего кресла и в порыве сильного волнения выпалил: «Расскажите!».
Краевед немного приподнял брови и продолжил:
- Как я вам уже успел сообщить, князь Андрей относился трепетно к своей вотчине. Набожные люди были удивлены и восхищены величием воздвигнутых церковных сооружений. Князь вел многочисленные походы на волжских булгар, объявив их «погаными», то есть не христианами и врагами. В подобных условиях он мог рассчитывать только на верных и преданных дружинников, костяк которых составляли волонтеры из местных жителей и профессиональные бойцы. До прихода Андрея в эти места здесь проживал один из племянников Суздальского князя Всеволода Сергий. Кстати, по его распоряжению недалеко от Кобликово в селе Благово по его указанию была выстроена церковь Георгия Победоносца. Он присягнул на верность Андрею и зарекомендовал себя, как храбрейший воевода и преданный друг. Андрей оставлял его наместником на время своего отсутствия. Однажды Сергий получил от Андрея распоряжение привести ему на подмогу в низовья Волги подкрепление. Сергий направился с частью дружины в поход. На подходе к Кобликово, в лесной глуши, они стали свидетелями неизвестного ритуала, не имеющего ничего общего с известными им языческими обычаями. Что они увидели там, доподлинно неизвестно, но сдержанный до сих пор и благородный Сергий отдал приказ уничтожить всех участников этого мерзкого шабаша. Было изрублено порядка сорока женщин и мужчин. Ту, чье имя было Ксаверия, по указанию Сергия разрубили на части и бросили на перекрестке дороги, ведущей в это село.
- Но насколько я знаю, на Руси не было инквизиции!
- Абсолютно верно подмечено. Первые инквизиционные процессы в отношении ведьм, известные нам, прошли в 14 веке в Южной Франции, Северной Италии и Юго-Западной Швейцарии. Их инициатором выступил папа Иоанн XXII. То, что произошло в здешних лесах в 12 веке не имело никакого отношения к инквизиции. Это была расправа над попирателями христианской веры. Хочу отметить, что даже те язычники, которых застигали во время отправления культа никто не казнил. Их крестили и относились, как к равноправным, но видимо Сергий увидел что-то, что не оставило ему выбора. Служителей черных культов тогда на Руси не было.
- Тогда почему проходила эта черная месса? И кто такая эта Ксаверия?
- Хронист, который присутствовал при допросе Сергием этой самой Ксаверии, оставил интересную запись. Выяснилось, что предками Ксавы были кельтские друиды, чьи потомки перебрались к нам на торговых варяжских кораблях. Как известно друидический культ был связан с человеческими жертвоприношениями и поклонениям могущественным духам деревьев. Собственно говоря, это и было первое магическое течение в Европе, основные положения, которой были заимствованы из Африки и Австралии.
А. В. громко выдохнул, вручив растерявшемуся Кириллу Алексеевичу несколько тысяч рублей и заверив его в том, что он лично на себя возьмет затраты по реконструкции здания. Затем быстрым шагом он покинул библиотеку.
Продолжение следует.