Джинны. Часть 2

Категория: Криптозоология, Дата: 13-07-2011, 00:00, Просмотры: 0

Как существа из плоти (да, такой вот своеобразной), они нуждаются в пище и питье. Пьют примерно то же, что и люди (хотя некоторые предпочитают кровушку), а вот диета у них зачастую странная — вместо мяса едят кости.

У джиннов есть свои домашние животные — собаки, кони, иногда и другая живность; эти тоже не питаются, как нормальные, предпочитая... экскременты.

Гении женятся и рождают детей. Джинны женского пола именуются джинниями. У гениев есть целая страна, именуемая Джиннистан; по утверждениям арабов, она располагается в горах Памира (персы же помещают ее на юге Каспийского моря и именуют Мазандераном — на современной карте Ирана вы можете найти провинцию с таким названием, она действительно существует). Главная ее область — Земля Наслаждений, а столица — Город Самоцветов. По некоторым данным, Соломон заключал с Джиннистаном договор, а не принуждал отдельных джиннов к служению. Есть даже легенды, в которых Соломон в конце жизни ушел править Джиннистаном — и правит до сих пор, видимо, сам сделавшись гением.

С людьми джинны отлично скрещиваются; так, например, некоторые курдские вожди (проживавшие неподалеку от Джиннистана) вели свой род от джиннов и тем весьма гордились. Это рассказывают, в частности, о небезызвестном Саладине, друге и противнике Ричарда Львиное Сердце; эту легенду в подробностях пересказывает Вальтер Скотт в романе «Талисман». Джинны умеют, однако, становиться бесплотными на время; ряд источников указывает на то, что они всякий раз развоплощаются, чтобы... лечь спать. И спят, соответственно, не в кровати, а в каком-нибудь маленьком, на первый взгляд неподходящем предмете: вазе, перстне... ну, или в лампе. К этой своей «постели» они привязаны накрепко — потому-то джинн и вынужден был слушаться Аладдина. (Другие, впрочем, объясняют эту историю иначе: дескать, со времен Соломона джиннов и людей связывает множество законов и договоров, которые люди давно забыли, а вот джинны не могут не помнить, потому что они впечатаны в их сущность. И эта самая лампа — древний сигнал о необходимости служить; что-то вроде упомянутой у Толкина красной стрелы, по получении которой король Рохана должен был немедленно отправляться с войском на помощь Гондору.)

Во сне джинн сохраняет полную ясность мысли, отдыхает лишь его тело. Вот почему ифрит из истории о рыбаке, будучи заточен Сулейманом ибн Даудом на много столетий, не мог забыться в кувшине — и ему оставалось лишь копить злобу на весь свет.

На что способны джинны помимо превращений? Тут авторы очень и очень расходятся в своих утверждениях.

Однако едва ли можно утверждать, что они так-таки способны исполнить действительно любое желание. Если джинн почему-либо принужден служить, он в состоянии сделать для своего хозяина очень многое — однако волшебной бородой старика Хоттабыча среднестатистический гений точно не обладает. Быть может — самые могущественные из них, да и то вряд ли.

Зато у него есть способности, которые на взгляд непросвещенного мало чем отличаются от всемогущества. Так, например, джинн может создать видение — и сделать его истиной. Правда, только на некоторое время. В европейской магической науке это бы назвали материализацией иллюзий.

Джинн может путешествовать с уму непостижимой скоростью, превращать одно существо в другое, делать из металлов золото (осторожно! Золото джинна, как и золото ирландского лепрекона, имеет обыкновение со временем становиться свинцом или медью!), порой — читать мысли или видеть прошлое.

Некоторые авторы утверждают, будто джинн может-таки исполнить желание — но только одно, и притом не свое. Кроме того, джинну очень неприятно исполнять такие желания, а потому он старается по возможности напакостить тому, кто его загадывает. В разные времена гениев подразделяли по-разному.

Первое их деление произошло еще в древнейшие времена; семитские племена выделяли среди них гуля, силу, африта и марида.

Слабейший из всех — сила; он даже не может менять форму. Утверждали также, что сила очень уязвим к деревянному оружию: его можно убить простой палкой, причем одним ударом.

Гуль — ночной людоед, самый жуткий и опасный из тогдашних джиннов, хотя далеко не самый могущественный — просто кровожадность и агрессивность искупает недостаток мощи.

Марид — сильнейший из всего племени; их совсем немного. Его помощниками выступают африты.

В средние века марид сохранил свое господствующее положение; а вот африт (ифрит) стал фактически синонимом злокозненного джинна, а не степенью могущества. Чем дальше, тем реже благорасположенных к человеку джиннов называли этим словом.

Таким образом, марид может быть «по совместительству» ифритом, и в любом случае он — джинн. Для нашего уха это может звучать странно; но тем не менее классический вариант именно таков, в чем нетрудно убедиться хотя бы из «Тысячи и одной ночи» На фоне стремительно выросшего благообразия остальных гуль, который остался тем, чем был, еще больше обособился и выглядит полудикой тварью; не случайно это слово, слегка изменившись, стало обозначать на Западе один из низших видов нежити — упыря-трупоеда. Кстати, на Востоке появилась версия о том, что гуль — это... дух мертвого джинна.Сила, или младший джинн, стал именоваться джанном. По некоторым данным, это джинн-полукровка, помесь с человеком.