Гиганты Франции, Англии, Германии помельче и побестолковее как северных, так и греческих. Неясно и их происхождение; если за ними и есть какая-то история, аналогичная греческой и скандинавской, то она давно и прочно потеряна. Скорее, это уже позднейшая мифология, не связанная с вопросами сотворения мира. Расе огров в последнее время часто отказывают в праве называться настоящими великанами и выделяют в особый род; ну что ж, зоологам, наверное, виднее, хотя эти самые огры довольно крупные и во всех отношениях заслужили места рядом с прочими гигантами.
Строго говоря, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное достояние. Те встречались в Италии, Испании, Чехии и Польше; например, по-чешски великан — обр. Похоже, не так ли? (А может, слово «огромный» тоже как-нибудь связано с ограми?) Итальянское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.
Наиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. Гуннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хотя, право же, никак не выделявшихся гигантским ростом. Некоторые даже производят это слово от «онгруа», что означает «венгр», хотя есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производят от жителей Оркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).
Существует версия, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, Парацельсом или даже Шарлем Перро (хотя есть доказательства, что оно возникло намного раньше).
Но у Перро они, безусловно, имеются; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. Именно с огром имел дело, например, Кот в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном «Шреке». Независимо от того, прибыли ли огры из Венгрии или с островов, нет сомнений в том, как они выглядят: ростом где-то от 2,5 до 4 метров, волосатые и бородатые, краснолицые, с большими ступнями (маленькие и не удержат такую тушу, так что все логично). Носят обычно цветастые расшитые куртки, но иногда вынуждены обходиться шкурами. Вооружение огра — дубина или камень, но встречаются топоры, а изредка и мечи. Защитное снаряжение сводится все к той же шкуре.Селятся обычно поодиночке или семьей; деревни огров тоже известны, но это редкость. Чаще всего они строят избушку где-нибудь в глухом лесу, а если преуспевают — приобретают или захватывают замок. Встречаются (как в том же «Коте в сапогах») огры-феодалы с множеством поместий; крестьяне служат им с невероятной добросовестностью, ибо только обильный оброк скотом спасает их от оброка детьми и женами.
Людей любят чрезвычайно, предпочтительно жареных, но вареные и даже сырые тоже годятся; отдельные эстеты коптят благородных рыцарей, не снимая доспехов. При этом, правда, не прочь сперва поговорить со своим обедом; и это спасло немало жизней, потому что умом большинство огров не блещет.
Судя по их интеллектуальным свершениям, удивительно уже то, что они обладают связной речью; так, например, они не раз путали свою жертву с камнем, с собственным ребенком (когда коварный человек обменялся с чадом шапками), выбрасывали в пропасть вместо человека пустую кровать, разрубали топором тыкву, сажали в печь стог сена... Правда, возможно, они плохо видят? Тому есть и дополнительное подтверждение: фантастически острый нюх, позволяющий учуять человека (особенно англичанина!) мгновенно в любых условиях. Кому-то это может показаться странным, но японские великаны вовсе не напоминают особо крупного сумотори. Более того, они даже не желтокожи; да, кстати, óни — это не местоимение, а название японской великанской расы.
Они выглядит как мускулистый, но довольно стройный гуманоид примерно в полтора-два человеческих роста, с голубой или темно-красной кожей (бывают и другие разновидности — фиолетовая, зеленая, оранжевая, — но реже), парой торчащих вверх рогов, как правило, пышными курчавыми черными волосами, иногда — усами или бородой. Вооружен посохом, железной палицей или чем-то вроде нагинаты.
Таким они стал, впрочем, не сразу; когда-то они предпочитали невидимость и бесплотность и в таком состоянии причиняли людям всевозможные беды и несчастья. Волшебным, а не физическим путем. Но, как это нередко случается, со временем злокозненный дух стал существом из плоти и крови, получил вполне определенный облик и стал при этом гораздо менее страшен...
Большинство классических источников описывает прежнего они — духа; ну а в более современных это просто могучее и злокозненное существо, обладающее, однако, кое-какими остатками магических сил.