Черный замок Ольшанский. Месяц ныряет в тучах.
Башни во мраке туманные видят сны о былом дремучем.
Слушают ветер промозглый, волчий вой на далеких равнинах,
Слушают, как на зубцах трепещут от страха осины.
У, как мертво и тихо! Тьма, как в тысяче хлябей болотных.
Тихо! Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные?
Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха,
По галереям проходят дама с черным монахом.
Вот так описывал появление призраков Ольшанского замка Владимир Короткевич в своем знаменитом романе «Черный замок Ольшанский». Читаешь – и мороз по коже, и видишь эти призраки, которые неторопливо и важно бредут по замковой галерее. Белое платье дамы легко колеблется – но не от ветра! – а рядом покачивается монашеская сутана, из-под низко надвинутого капюшона поблескивают красноватые глаза…
Как писал Короткевич, «паршивый белорусский романтизм» – но до чего же красиво! В романе приводится и легенда, объясняющая появление призраков: будто бы жил в XYII веке князь Витовт Ольшанский, и была у него жена – Ганна-Гордислава, у которой случился роман с Гремиславом Валюжиничем, что род свой от Гедимина считал, да вздумал бунтовать против законной власти. Валюжинич являлся на свидания с княгиней в монашеском платье – чтоб не узнали. И будто бы поймал их князь да замуровал обоих в подземельях Ольшанского замка. А неупокоенные души начали бродить призраками, пугать людей. Валюжинич – все в том же монашеском одеянии, в котором княгиню соблазнял, а сама княгиня – в белом платье, чистая и светлая, как лунный луч…
Правда, к концу романа Короткевич эту красоту разрушает. Он предлагает рациональное объяснение появлению призраков: отражение от древних часов на замковой звоннице. Монах – тень от стрелки, а дама – «тень» от рефлектора.
И все бы ладно. Прекрасный роман, то, что сейчас называют историческим детективом. Вся мистика в нем объяснена, все рационально. Но… по настоящему Ольшанскому замку действительно ходят призраки. В том числе и призрак Белой Дамы.
Черный замок Ольшанских существует не только на страницах книги, но и в действительности: недалеко от Ошмян, на окраине деревни Гольшаны (существовало два произношения фамилии – Ольшанские и Гольшанские). Развалины замка можно увидеть и сегодня. Правда, замок был не черным, а темно-красным, но это частности.
Когда-то этот замок считался самым красивым строением Великого княжества Литовского. Он в самом деле был таким, как описывал его Короткевич: прямоугольник с восьмигранными башнями по углам, во двор действительно вел арочный тоннель во въездной башне («… это были ворота-проем, ворота-тоннель, ворота-вход в пещеру страшного исполина из злой сказки… стены туннеля понизу выложены циклопическими неотесанными валунами… длина тоннеля метров пятнадцать…»). Оборонительные рвы с водой, стены, покрытые фресками, мозаичные полы – недаром князья Ольшанские вели свой род от великого князя Литовского, были в родстве с королями.
Вот только один нюанс: род Ольшанских угас к середине XYI века, последним князем Ольшанским был Семен Юрьевич, умерший в 1556 году. Так что никакой князь Витовт Ольшанский в 1611 году (по Короткевичу) не выезжал торжественно «на ловитву» неверной жены с любовником. В это время замок принадлежал уже роду Сапеги (перешел в качестве приданого от Олены Юрьевны Ольшанской, вышедшей замуж за Павла Сапегу).
Не было Ганны-Гордиславы Ольшанской, о которой рассказывают легенды, очень близкие к тексту романа Короткевича. Будто была она княжной в давние времена, да полюбила безродного Валюжинича (это у Короткевича он вел род от Гедимина, народная молва же знаменитых родственников за Гремиславом не признает). И тогда строгий отец, чтобы прекратить романтические отношения влюбленных, повелел замуровать молодого человека в стену замка – дабы неповадно было на княжон из знаменитого, древнего рода заглядываться. И – замуровали. И – ходит он черной тенью, отыскивая своих убийц.
Что интересно – Валюжинича не было, Ганны-Гордиславы не было, а черный призрак есть в Ольшанском замке. Говорят, что появлялся он в лунные ночи, бродил по разрушенным замковым стенам. Будто охранял замок.
Белая Дама тоже есть – ее видели многие, и эти «свидания» всегда были весьма неприятны, а некоторые даже небезобидны. Правда, учитывая историю Белой Дамы, в ее агрессивности нет ничего удивительного.
Нет-нет, никакой княжны или княгини Ольшанской, никакой любви высокородной дамы к прекрасному крестьянину. Это не история Ромео и Джульетты. В чем-то судьба Белой Дамы еще трагичнее. К смерти Ромео и Джульетты привела родовая вражда. А смерть Белой Дамы связана со строительством – так утилитарно, так неромантично… и такая трагедия…
Рассказывают, что Павел Стефан Сапега захотел в 1618 году построить костел и монастырь. И обещал строителям премию за окончание работ. Они старались – деньги-то не лишние. Но вот беда – одна из стен упрямо не желала стоять. Обваливалась трижды, несмотря на гарантированно качественную работу каменщиков.
Строители решили, что просто так монастырь стоять не будет, нужна жертва. Но кто? Подумав, они договорились, что жертву укажет случай: ею станет та из жен строителей, которая первая принесет мужу обед. Один из рабочих как раз недавно женился, и надо ж было случиться такому – именно его жена первая прибежала к стройке. Ее и замуровали в стене монастыря.
Легенда? Сказка? Но совсем недавно при реставрации костела в стене нашли женский скелет. Что интересно: вместо того, чтобы захоронить найденные останки как положено, с отпеванием в храме, кости зарыли без всяких церемоний. И все, участвовавшие в нахождении скелета и «неправильном» захоронении умерли в течение 4-х месяцев после «похорон». К сожалению, место захоронения осталось неизвестным.
Кстати сказать, Черный Монах может быть результатом такого же жертвоприношения для укрепления стен. Мужской скелет был найден замурованным в стену замка. И хоронили его так же неудачно, как и останки Белой Дамы.
А Белая Дама с Черным Монахом совсем распоясались: им уже неуютно стало в разрушенном замке, и они перебрались в отреставрированный костел, часть которого отдана Гольшанскому филиалу Национального художественного музея. Призраки поселились в единственной башне, которую сейчас так и зовут – «башня призраков», и пугают визитеров.
Черный Монах является по-прежнему ясными, лунными ночами на фоне окна или ниши. Свидетели его появления утверждают, что потолок при этом начинает менять форму, стены смыкаются – так и хочется процитировать Эдгара По, который необычайно талантливо описал подобное. Вот только тут действие происходит не в рассказе, а человек, увидевший Черного Монаха, не может двинуться с места, будто парализованный, и только бессильно наблюдает.
Белая Дама ведет себя еще хуже. Говорят, что в ее присутствии нарушаются законы гравитации, люди теряют ориентацию в пространстве. Человек, повстречавшийся с Белой Дамой, может всю ночь спасаться от призрака, но так и не найти выхода из помещения. На месте появления призрака некоторое время ощущается холод.
Гомельская организация «Парамир» исследовала «башню призраков». Члены экспедиции утверждают, что в монастыре срабатывают датчики приборов, предназначенных для обнаружения энергетических всплесков, засвечивается фотопленка. Более того, все, ночевавшие в монастыре и «башне призраков», видели тени, силуэты, световые пятна, слышали шаги, шорох одежды, стоны.
И неважно, существовала ли Ганна-Гордислава Ольшанская, любила ли она Гремислава Валюжинича. Главное, что в самом деле
Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха,
По галереям проходят дама с черным монахом.
Вы не верите? Приезжайте. Белая Дама ждет вас.