Легенда Рамонского замка. "Плач княгини Ольденбугрской".
Когда промозглый осенний ветер повеет с болот могильным холодом, когда пробивающаяся сквозь чёрные тучи полная луна бросит на землю тень восьмигранной башни, когда густую тишину разорвёт жалобный протяжный вой, - не ходите гулять по лесным рамонским тропинкам, потому что вам станет страшно, когда вы увидите Замок. Ибо он проклят.
А случилось это в тот час, когда заплакала княгиня Ольденбургская… Евгения всегда была «странным» человеком. Её прямого взгляда не выдерживал никто, люди не могли ей перечить, спорить с ней, она никогда почти не думала о каких-то бытовых вещах, а куда были направлены её мысли, не знал никто. И она никогда не плакала. С самого раннего детства ни одной слезинки не пролилось по её щекам. Впрочем, многие странности княжны объясняются тем, что она были врождённой ведьмой. Но главное не это. Она прекрасно понимала свою «особенность», но не захотела принять Тьму, и прогнала собственного демона-хранителя, обратившись к Свету. А демон поклялся ей отомстить. Среди жителей Рамони она пользовалась большой любовью, ибо делала много добра им, хоть и поговаривали, что она «со странностями». Было у княгини и ещё одно свойство: она никогда не испытывала чувства любви ни к кому из людей. Единственное существо, которое она искренне любила, был Зверь, громадная собака, которую она воспитывала со щенка и держала в замковом гроте. Евгения всегда считала, что не способна полюбить человека.
Но ей суждено было ошибиться. Княгиня поняла это в тот миг, когда впервые встретилась глазами с принцем Александром Ольденбургским. Он был её противоположностью. Александр много лет провёл в Европе и был связан с Орденом колдунов, но по неизвестным причинам его изгнали оттуда. В его сердце была Тьма. После их брака, которой многие назвали «весьма странным», Евгения выложила потолок восьмигранной башни выжженными ржавым золотом на чёрном фоне демоническими портретами. Но демоны здесь были не при чём. Так она изобразила лики пороков своего мужа. Кто-то из исследователей назвал эту пару так: «жрица Неба и канцлер Ада». Но он действительно любили друг друга. Дополняли друг друга настолько, что им никто не был нужен. Они затворились в своём Замке и вели уединённую жизнь, отгородившись от всего мира. Правда у Александра была ещё одна причина для такого уединения: он ставил Эксперимент. Где-то на глухом болоте у него было логово, Алтарь, который представлял собой холм с выложенной на нём серебряной спиралью. Холм этот окружали четыре озерца, каждое из которых было суть одной из стихий: воды, огня, земли и воздуха. На этом самом алтаре чернокнижник приносил в жертву младенцев, используя их кровь для подбора ключевой комбинации, чтобы открыть Врата.
Дорогу к своему логову знал только Александр. Но семейная идиллия Ольденбургских продолжалась лишь до тех пора, пока не пришло время мести для демона Евгении, которого она некогда прогнала. Он вселился в приезжую красотку, и заставил Александра в неё влюбиться. Принца мучили сомнения. На той ли женщине он женился? Кто же из них его настоящая вторая половина? Эти сомнения увидела Евгения. И сама их разрешила. Снедаемая отчаянием и ненавистью, она объявила Александру войну. Очевидцы, которые видели их последний разговор, описывали это так: «В Замке в ту ночь творилось что-то странное. Он был весь как бы во тьме. Одно сплошное чёрное пятно. И только одно окно светилось. Но на него было очень страшно смотреть. Там метались какие-то тени, доносящиеся оттуда голоса, леденили душу, а свет, которым горело окно, был красным». Княгиня дала Александру час, чтобы он убрался из Замка и из Рамони навсегда. Он заглянул в её глаза, но увидел в них лишь смерть. Он выбежал на улицу, оседлал коня и поскакал что было мочи. Но не прочь. Он скакал в своё логово. Его эксперимент почти удался, оставалось подобрать последний ключ. Евгения это знала. Поэтому она спустилась в грот и пустила по его следу своего Зверя. А потом и сама поскакала вдогонку. Зверь настиг принца на болотах. Одним мягким движением он перегрыз лошади глотку и, изготовившись для второго прыжка, устремил на Александра свои горящие глаза. Зверь прыгнул. Александр успел выхватить оружие и сместиться чуть в сторону, напоров на нож атакующее чудовище. Зверь умер не сразу, он успел зацепить свою жертву и нанести ей серьезные раны. И уже истекая кровью, он издал последний свой вой. Княгиня услышала этот предсмертный зов. Злость, ненависть, обида и жалость – всё слилось воедино и вылилось в её крике. А Александр изо всех сил пытался добраться до своего логова. Он знал, что это его единственный шанс спастись. Он был ранен и без лошади. Но до Алтаря он всё же дополз. Из последних сил он пытался сотворить нужное заклинание и открыть врата, когда княгиня настигла его. Издав страшный крик, она слетела с лошади и всадила осиновый кол в сердце своего мужа. Тогда они снова встретились глазами. В последний раз. Губы Александра содрогнулись в судороге, но он успел произнести последние слова: «Прости…». Его тело обмякло, и кровь растеклась по серебряной спирали.
Княгиня стояла вся в крови и тяжело дышала. Разум постепенно возвращался к ней. Она начинала понимать, что лишила себя всего, чем дорожила. Она своими руками убила всё, что любила. Дикий крик, разобрал ночную болотную тишину. Крик отчаяния: «Будь я проклята! И будь проклят этот Замок, в котором мы были счастливы! Пусть он будет проклят до тех пор, пока мы снова не воссоединимся в нём!». Она упала на колени и слёзы полились по её лицу. Это был тот час, когда заплакала княгиня Евгения Ольденбургская. После этого Евгения уехала из России. Она прожила долгую, но несчастливую жизнь, пытаясь замолить свой грех, и умерла в дали от родной земли, в Торонто. Так и не сняв своё проклятье, совершённое тогда на Алтаре, активированном кровью младенцев и первыми слезами женщины. С тех пор, когда промозглый осенний ветер повеет с болот могильным холодом, когда пробивающаяся сквозь чёрные тучи полная луна бросит на землю тень восьмигранной башни, когда густую тишину разорвёт жалобный протяжный вой, волосы станут дыбом на голове того, кто окажется вблизи рамонского Замка.
2. ЗАМОК С ПРИВИДЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Полина РОЗЕНБЕРГ На гербе небольшого города Рамонь, что в Воронежской области, — изображение замка с привидениями! Дело в том, что замок принцессы Ольденбургской не только главная историко-архитектурная достопримечательность города, не только «памятник архитектуры федерального значения», но и аномальная зона.
Староанглийский замок в черноземной глубинке — это уже само по себе необычное явление, уже аномалия! Да еще, ко всему прочему, об этом месте ходит столько легенд и рассказывается столько страшных историй, что сия рамонская историко-архитектурная достопримечательность вполне может составить конкуренцию даже пресловутому Тауэру. Свадебный подарок императора Поместье в Рамонском уезде Воронежской губернии стало свадебным подарком императора Александра II племяннице - великой княжне Евгении Максимилиановне Романовой. По отцу Евгения была герцогиней Лейхтенбергской, по мужу - принцессой Ольденбургской. В Рамонь принцесса Евгения Максимилиановна приехала дождливым летом 1879 года. Вступив во владения, занялась хозяйственными делами. В 1887 году в имении было закончено строительство дворца. Оно длилось четыре года. Небольшой двухэтажный замок в староанглийском стиле из красного кирпича, местами отделанный белым, расположился на склоне горы. Стрельчатые окна, узкие бойницы, витые чугунные решетки… Внешне замок выглядит спокойным и мирным. (Правда, очень смущает его несимметричность!) Внутри он просторен и уютен. На второй этаж ведет дубовая лестница в два поворота. Есть два больших камина. На потолке, выложенном из лакированных дубовых шестигранников, - удивительные рисунки, выжженные рукой самой принцессы. Имя автора проекта здания осталось тайной - одной из многих, связанных с рамонским замком. Было время, когда авторство пытались приписать хозяйке поместья, но трудно представить, что молодая женщина царских кровей являлась автором столь совершенного архитектурного проекта. Есть мнение, что проект был совместным творчеством принца Александра - мужа Евгении Максимилиановны и некоего, опять-таки неизвестного таинственного архитектора.
Аномальная зона. "Экстрасенсы с помощью своих способностей, а физики с помощью своих приборов доказали, что в замке принцессы Ольденбургской находится сильнейшее поле отрицательной энергии. Кто-то из исследователей даже заявил, что это зона с мощнейшей паранормальной активностью, которая помогает выходить в другие измерения. Этакий рамонский аналог Аркаима и Синшаити. Неизвестно, уходил ли кто-то отсюда в другие измерения, но есть абсолютно достоверные факты, что в замке люди падают в обмороки, что здесь не живут мыши и крысы, дохнут мухи… И не только мухи. Здесь дохнут также видеокамеры и фотоаппараты. Замок словно избавляется от любых непрошеных гостей и ко всему прочему оставляет их без фото- и видеоподтверждений впечатлений. Ученые-исследователи же объясняют все эти явления тем, что пронизывающие здание энергетические фонтаны нещадно влияют на психику людей и на чувствительную аппаратуру, а в народе говорят, что на замке принцессы Ольденбургской лежит проклятие. С авторством проклятия тоже существует неопределенность. Но чаще всего его приписывают какому-то лекарю-колдуну, который, согласно легенде, однажды вылечил принцессу от страшного недуга, а в качестве платы за спасение стал настойчиво требовать ее любви.
За такое кощунство в частности и за колдовство вообще колдуна то ли сожгли на костре, то ли порешили осиновым колом - не суть важно. Умирая, он якобы проклял замок вместе со всеми его обитателями. " Слухи, слухи, слухи…" Согласно историческим сведениям, принцесса Евгения занималась благотворительностью: помогала учебным заведениям, учредила стипендию Ее Высочества принцессы Ольденбургской, вступила в губернский статистический комитет. Для местных жителей и рабочих были открыты лечебница и бесплатная столовая, начала действовать железнодорожная ветка. Однако еще при жизни принцессы поползли слухи, что в подземельях замка она устроила тюрьму, в которой терзают узников. Что там же внизу посажен на цепь медведь, которому отдают на расправу провинившихся людей. А потом души растерзанных бродят по замку… На появление этой легенды, возможно, повлияло то, что принцесса держала под замком зверинец, и звуки, издаваемые животными, вполне могли быть теми самыми криками и стонами томящихся в темнице несчастных узников или воем духов. " Людская молва (или, может, какие-то наши современники с богатой нездоровой фантазией) приписала всяческие жуткие злодеяния не только самой принцессе Евгении, но и ее мужу - принцу Александру. Он, мол, был связан с Орденом колдунов, откуда был изгнан за какие-то черные дела, которыми продолжал заниматься до самой смерти.
Где-то на глухом болоте в рамонских лесах он даже воздвиг алтарь, чтобы служить свои сатанинские мессы. Прямо какое-то жуткое средневековье в конце достаточно просвещенного XIX века! К слову, принц действительно был человеком пресвященным и пользовался уважением не только при российском императорском дворе, но и при дворах доброй половины Европы. А вот история про жестокого управляющего более реалистична. Якобы однажды он выгнал голой на мороз молодую служанку за то, что та плохо вымыла посуду. Бедолага погибла лютой смертью, и, может быть, именно ее призрак до сих пор бродит ночами по двору замка. Кстати, про этого призрака женского пола рассказывают многие местные жители. А, пожалуй, самая знаменитая из легенд замка Ольденбургских - легенда про Черную вуаль. Черная вуаль "В то время чета Ольденбургских жила в Петербурге. Но вот как-то ночью принцесса примчалась в замок. Она была в дорожном плаще и черной вуали. Поднялась в спальню и заперлась там. Наутро из спальни не вышла. Сказалась больной, но от лекарств и докторов отказалась. Болела несколько дней. В одну из ночей сын управляющего проснулся и зачем-то отправился в спальню к отцу. Открыв дверь, обмер от страха. В спальне отца стояла принцесса. В плаще и в черной вуали. Вдруг она повернулась и откинула вуаль.
Мальчик увидел, что лицо у хозяйки белое-белое, словно мертвое. Потом принцесса наклонилась и поцеловала спящего в губы, и тут паренек упал без сознания. Наутро няня рассказала ему, что отец внезапно заболел, а его самого нашли в обмороке на пороге спальни. А днем в калитку постучалась цыганка и стала просить милостыню. Когда сын управляющего вынес ей денег, цыганка сурово сказала: Если до заката не сдернешь с ведьмы вуаль, ничто не спасет твоего отца." …Принцесса лежала в спальне на кровати с балдахином все в той же черной вуали. Мальчик рывком сорвал ее. Призрак вскочил, протянул к нему руки и исчез. В это время у подъезда остановилась карета, и из нее вышла настоящая принцесса Ольденбургская. Она сильно удивилась поднявшемуся переполоху. Но потом хозяйке рассказали про ее двойника. Евгения Максимилиановна внимательно выслушала рассказ и, конечно, не поверила. А управляющий, кстати, выздоровел… Призраки хотят покоя В 1908 году дворец перешел в собственность сына Евгении Максимилиановны, а она переехала в Петербург. Там принцесса Ольденбургская вела большую просветительскую и общественную работу. В 1917-м, когда началась революция, с семьей эмигрировала во Францию. А в ее рамонском особняке с тех пор размещались сначала школа, затем тифозный лазарет, потом химико-технологический институт, заводоуправление, Дом пионеров, районная библиотека, музыкальная школа. В конце 70-х здание было признано аварийным. Началась реставрация, которая уж больно затянулась и, вполне вероятно, никогда не сможет быть завершена отнюдь не по банальной причине отсутствия финансирования. "Архитектор Александр Руднев, работавший в 80-х на восстановлении замка, рассказывал: Когда в замке начался ремонт, рабочие еще не отказывались ночевать тут же, по месту работы. Для этого были специально оборудованы две комнаты на первом этаже в правом крыле здания. Они жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми.
По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось... Работа у реставраторов не клеилась. А однажды в прекрасный солнечный летний день в открытую дверь здания залетел голубь. Сразу после того, как птица попала вовнутрь, с ней стало происходить что-то невообразимое. Голубь свалился навзничь на пол и бессильно забил крыльями. Он пытался подняться, но тщетно и беспомощно катался по полу. Я поднял птицу и вынес ее на улицу. И только там голубь успокоился, перестал бить крыльями и через несколько минут смог взлететь.
Однажды рабочие принесли кошку, но она шарахнулась от стен и словно ошпаренная выскочила на улицу. Никакой едой ее невозможно было заманить внутрь. " "Непонятные вещи происходили постоянно. У одного рабочего вдруг отнялись ноги. До этого он чувствовал себя совершенно нормально. Причем через три месяца, когда из-за болезни он перестал бывать в замке, так же неожиданно наступило выздоровление. " Многие из тех, кто в разные годы принимал участие в реставрации замка, поверили в то, что замок действительно проклят, и утверждают, что это призраки мешают работам. Может быть, призраки замка Ольденбургских, как и все другие привидения, не хотят, чтобы кто-то мешал им спокойно упиваться своей вековой болью? А что касается принцессы Ольденбургской… Она после смерти мужа жила еще очень долго и несчастливо. Все в порядке у нее было лишь со здоровьем. Умерла Евгения Максимилиановна далеко от Родины, в Торонто, в 1925 году в возрасте восьмидесяти лет.
О ней, о ее благородных делах, о ее знатной семье сказано и написано немало, но до сих пор загадки принцессы и ее замка не дают покоя ни серьезным ученым, ни исследователям аномальных явлений, ни обывателям. Пожалуй, если вы выдумаете и потом расскажете кому-нибудь из местных какую-нибудь совершенно фантастическую, совершенно ужасную историю, даже если ваш рассказ не будет подтвержден свидетельскими показаниями, вам наверняка поверят. То ли потому, что хотят верить, что рядом происходят необыкновенные вещи, то ли потому, что необыкновенные вещи действительно происходят. Кстати, ходят слухи, что и в наше время у замка проходят обряды инициации и служат черные мессы сатанисты. Аномальные новости 35,2006 3. Вот вам про Рамонь...
Дождливым летом 1879 года в маленький городок Рамонь приехала принцесса Евгения Максимилиановна (по матери - великая княжна Романова, по отцу герцогине Лейхтенбергская, по мужу принцесса Ольденбургская). Она принимала свадебный подарок своего дяди императора Александра II. Вступив во владения принцесса занялась хозяйственными делами. За четыре года с 1883 по 1887-й был возведен двухэтажный замок в староанглийском стиле, "с конюшнями, водонапорной башней, подсобными пристройками, фонтанами, красивыми спусками к реке". Кроме того, был сооружен дом для размещения свиты высоких гостей и въездные ворота, башню которых позднее украсили куранты швейцарской фирмы "Винтер". Об этой башне стоит сказать особо. Она с секретом ее акустика такова, что усиливает звон колоколов. Учитывая простоту и продуманность всех деталей строительства столь сложного сооружения, можно предположить, что проект был готов задолго до начала его воплощения. Имя автора осталось тайной одной из многих, связанных с рамонским замком. Одно время авторство пытались приписать хозяйке поместья, но, трудно представить, что молодая женщина царских кровей являлась автором столь совершенного архитектурного проекта. Принцесса Евгения всегда была склонна к благотворительности, стремилась к благоустройству жизни окружающих людей: помогала учебным заведениям, учредила стипендию Ее Высочества принцессы Ольденбургской и даже вступила в губернский статистический комитет. Для местных жителей и рабочих были открыты лечебница и бесплатная столовая. Начала действовать железнодорожная ветка. С 1917 до 1977 года кто только не хозяйничал в особняке! Школа второй ступени, тифозный лазарет, химико-технологический институт, заводоуправление, Дом пионеров, райбиблиотека, музыкальная школа. Все эти организации внесли посильный вклад в разрушение замка. В конце 70-х здание было признано аварийным, и началась новая эпоха в его истории эпоха реставрации, которая длится до сих пор. В настоящее время замком по документам занимается российско-шведское предприятие. Но ремонт до конца не доведен. Двухэтажное здание замка из красного кирпича стоит на склоне горы. Стрельчатые окна, башни с бойницами, витая чугунная ограда балконов, повторяющая изгибы виноградной лозы. Из окон верхнего этажа открывается дивный вид на реку, текущую по равнине к заповеднику, лесной массив которого уходит за далекий горизонт. Изнутри замок одновременно просторен и уютен. Высокие потолки, большие окна, дубовая лестница, в два поворота ведущая на второй этаж. Башня, где когда-то была часовня, два больших камина, потолок из лакированных дубовых шестигранников, на которых рукой самой Евгении выжжены удивительные рисунки, на одном из них и сейчас можно прочесть строчку, выведенную ее рукой. 4. Продолжаются реставрационные работы замка принцессы Ольденбургской В Рамонском районе Воронежской области продолжаются реставрационные работы памятника архитектуры федерального значения – замка принцессы Ольденбургской. Эти люди делают легенду. Точнее, ее восстанавливают. Реставрация самого знаменитого замка Черноземья, с которым связано множество мистических историй, длится уже около 20 лет. За это время поменялась не одна бригада строителей, но внешний вид замка все тот же. Многие связывали это с наложенным на него проклятием. Иван Ванюков, бригадир строительной бригады: «Обычная работа, работаем и всё, ну ничего, это вот страхи нагоняют про какое-то привидение, но мы пока ещё не встречали ничего, никто не пугал и никого нет здесь. В принципе существуют разные легенды, но это нас не касается. Работа идёт. Работаем, стараемся». Удивительно, но в плачевное состояние замок пришёл именно с началом реставрации. Находившиеся до этого, в здании организации, а их после революции было великое множество, от библиотеки до управления сахарного завода, худо-бедно следили за состоянием замка. После прихода реставраторов, дворец пришёл в запустение. Изменения в его судьбе наступили только в прошлом году, когда за работу взялся ответственный подрядчик. Владимир Астанин, глава администрации Рамонского района: «Главное теперь не останавливаться, чтобы жизнь здесь была во дворце, чтобы здесь вот стучали молотки, чтобы здесь вот каждый день что-то новое прибавлялось. Я уверен, что можно тогда надеется на его возрождение». Сейчас в замке активно ведутся работы по восстановлению кровли. Вроде бы дело не большое, но очень важное. Предыдущие ремонтные бригады не уделяли этому вопросу должного внимания. В результате, дожди осенью и талые воды весной сводили на нет, проделанную работу и в начале нового реставрационного периода её приходилось переделывать. Помимо реставрации самого замка, благоустраивается и прилегающая территория. Ольга Канопкина, начальник отдела по культуре и делам молодёжи Рамонского района: «За основу берутся фотографии. Чтобы никаких отклонений от первозданности не было. Именно это и является основой, фотографии тех лет, фото 60-е годы, 70-е годы, начала 20-го века. Вот на основе этих фотографий и ведётся реставрация». Когда реставрация замка завершится, в его стенах планируют разместить районный ЗАГС и краеведческую экспозицию. Однако при сегодняшнем объёме финансирования реставрационных работ, того дня, когда посетители смогут увидеть замок во всей красе, придётся ждать не один год.