Баня считалась нечистым, «поганым» местом, как и вода в ней. Поэтому и полагалось обмыться после бани чистой водой. Поскольку место нечистое, то в бане совершали ритуальное поминовение навий и упырей. Здесь же гадали в зимние святки с привлечением нечистой силы. Вместе с тем именно в бане человек смывал с себя все напасти и болезни, порчу и наваждение вредоносных сил. В бане совершали очистительные ритуалы. Обязательным считалось мытье в бане накануне, и после свадьбы, после празднования Масленицы. В день накануне Купалы пол в бане застилали свежей травой, парились ритуальными вениками, связанными из целебных трав и веток различных пород деревьев, утыканных цветами.
Всегда старики говорили, что в бане живет банник. Его представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет. При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу. Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза сходят в баню - четвертый не ходи: ему надо мыться.
Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело».
Обратно идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается. Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся.