В основе всех рассказов о «Летучем Голландце» — голландская легенда о капитане корабля, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс Доброй Надежды, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Офицеры корабля потребовали у капитана повернуть назад. О том же умоляли его матросы и пассажиры. Однако капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить парусов. Бешеные волны расшатали борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал паруса, но капитан стоял на своем, бросая вызов самому Господу Богу. Команда и пассажиры подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблем, но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт.
В тот момент, когда тело коснулось воды, облака на небе расступились, и на капитанский мостик спустилась призрачная фигура. «Ты очень упрямый человек, но я могу тебе помочь»,— сказал пришелец. Капитан ответил ему отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде,— прохрипел он.— Я никого никогда ни о чем не просил, убирайся, пока я не пристрелил и тебя тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди бури. «Желчь,— проговорила тень,— будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо — мясом! На лбу богохульника вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра».
В порыве безрассудства капитан вскричал: «Пусть! Мне все равно!» И вот уже много веков призрачный корабль «Летучий голландец» бороздит океаны, натянув все паруса, а мачты его судна скрипят от яростных порывов ветра. Вслед за «Летучим Голландцем» всегда идет мощнейшая буря, которая топит любой корабль. Говорят, что порой «Летучий Голландец» заманивает другие суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль-призрак обвиняют в том, что портится внезапно весь провиант. Бывало и так, что выглядевший вполне безобидно «Летучий Голландец» подходил к другому кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, корабль тут же шел ко дну.
Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на мостике, вцепившись в штурвал, наконец-то раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его команду — это скелеты, которые, улыбаясь, поднимают все новые и новые паруса.
Вероятнее всего эта легенда родилась в эпоху великих географических открытий, а исторической канвой для нее послужила экспедиция португальского капитана Васко да Гамы, который первым из европейцев в 1497 году смог обогнуть мыс Доброй Надежды.
Довольно быстро легенда прочно укрепилась во всех европейских портовых тавернах, постепенно обрастая все новыми и новыми подробностями и ужасами. Встретить на своем пути «Летучего Голландца» стало считаться чрезвычайно дурным знаком.
Широкую известность вне морской среды легенда получила благодаря немецкому поэту Генриху Гейне, который в 1830 году использовал ее в своем творчестве. А в 1843 году немецкий композитор Рихард Вагнер на эту же тему написал оперу «Летучий Голландец».
Сегодня считается, что впервые легенда появилась около трехсот лет назад. За этот промежуток легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки изначального повествования. Теперь существует множество легенд о кораблях, носившихся по морским пучинам без экипажа, с одними мертвецами на борту.