Сказание о создании ночи.
Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра возлюбленная, проливала безутешные
слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби.
На все их уговоры и увещевания она отвечала: "Но ведь он умер только сегодня!"
А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: "Так она его не забудет.
Мы сотворим ночь!" И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро;
и она забыла о нем. Потому говорят: "Чреда ночи и дня приносит забвение горя".
Творение.
Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд.
Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося
без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творении.
Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо.
Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько
длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане.
Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно
раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между
ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил
землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была
сотворена вселенная. Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что
нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно. С той поры
страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь
здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?" И страх его прошел;
ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому
тот, кто пребывает один, не ведает радости.
Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?" И силою мысли своей он
породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них
был Маричи, рожденный из души творца; из глаз его родился второй сын - Атри;
третий - Ангирас - явился из уст Брахмы; четвертый – Нуластья - из правого уха;
пятый - Пулаха - из левого уха; Крату, шестой,- из ноздрей Прародителя.
Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди,
птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа
божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и
подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего
богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых
мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.
Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее - Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпа, двадцать семь - Соме, богу луны, - эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.
Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов -
дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов - данавов. У третьей -
Адити - родились двенадцать светлых сыновей - адитьев, великих богов. Варуна, бог
океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также
Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из
сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.
Издревле сыновья Дити и Дан у - их называют обычно асурами - были врагами богов,
сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над вселенной длилась
много веков, и не было конца их вражде.