Полное изложение легенды приводится по рукописи А.И. Минха хранящейся в ГАСО: опись 2, ед. хранения 784, "Разбои и клады Нижнего Поволжья", лист 26-31.
1. Богата легендами Кудеярова гора в селе Лох Саратовского уезда, где по народному поверью хранятся в пещере за железными дверями громадные сокровища Кудеяра, но золотой ключ от нее лежит в Симовом роднике, а достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник, или почерпнет воды из Ужиного озера, к тому же и сам Кудеяр стережет свои сокровища. Село Лох населено в начале XYIII столетия пахотными солдатами и ясачными крестьянами, в 1852 году здесь построена маленькая деревянная церковь во имя архангела Михаила, почему село также зовется Архангельским.
Главный элемент населения Лоха - пахотные солдаты, поселенные здесь для охраны сторожевой черты, устроенной Петром Великим в 1698-99 гг. По реке Медведице: слобода Еткаринская (г. Аткарск), г. Петровск и Бурлацкая слобода (с. Старые Бурасы) и доходившей, вероятно, до реки Суры или до Волги. (Лист 26) (Эта же трактовка легенды: в ф.407, оп.2, ед.хр.760 "Рукопись А.И. Минха. Народные суеверия, предрассудки, поверья, обычаи и обряды крестьян Саратовской губернии"). Легенды о Кудеяре собраны и помещены мною в издании Импе-раторского Русского Географического общества "Народные обычаи, суеверья кре-стьян Саратовской губернии" 1890 г. и в 4 Этнографическом обозрении. 1891 г. №1.
Приведу лишь короткое высказывание: кто был Кудеяр - народ не знает; есть только указание, что это был (Леопольдов - 1848 г.) - татарин необыкновенного роста и силы, а жена его - русская, редкая красавица. Время появления Кудеяра наш народ также не определяет, а говорит: было это давно, когда еще не существовали окрестные селения. Кладоискатель Пензенской губернии крестьянин Милин сказывал мне, что у его товарища есть запись 1605 года подписанная Кудеяром Кудеяровым, в которой означено много зарытых им кладов. Кудеяр жил в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах на другие страны. Туда вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Из внутренних помещений до верхней площади горы было отверстие саженей в тридцать длины - "труба", через которое выходил дым наружу. (Лист 27)
В глубоком долу "Майоровом" перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус поросший в то время соснами, где Кудеяр ставил своих часовых. Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом; в конце же дола Соколки (Майорова), в нынешнем урочище "Пушки", были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Вся местность кругом охранялась сторожами. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его. Кудеяр же был "Хозяином" и чеканил монету их своей руды.
У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову гору через Майоров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, а Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.
Здесь умерла его жена (по другим - любовница) и Кудеяр схоронил ее верстах в двух отсюда (в даче М.В. Устинова Петровского уезда), зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице и насыпал над нею курган.
Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями; говорят, они были скрыты Кудеяром и на противоположном берегу реки Соколки, склоне горы, в трех погребах: в одном - золото, в другом - серебро, в третьем - драгоценная конская сбруя. Вход завален, и Кудеяр положил зарок на этот клад на 200 лет. Срок этот уже прошел, - говорит кладоискатель Милин, - рыть должны рабочие в нечетном числе. В Кудеяровой пещере тоже лежит богатый клад. Но достанет его только тот, кто почерпнет воды из Ужиного озера (лист 28). На мой спрос где это Ужиное озеро, - Милин ответил, что не знает. (Эти же сведения в ф.407, оп.2, ед. хр.760, л.29-32, "Народные суеверия...).
Кудеяр, как видно из преданий, часто оставлял Лоховскую местность и становился станом в других местах. Так, верст 25 от Лоха к северо-востоку, стоял на верхах реки Медведицы большой Бурацкий лес, где теперь с. Старые Бурасы (бывшая Бурацкая сторожевая слобода). Здесь верстах в 2 на правом берегу р. Б. Медведицы, находилось прямое отверстие в горе с несколькими ходами внутрь в разные стороны. Эта пещера тоже служила жильем Кудеяра, а на Бугре с. Бурас, обнесенном валом и рвом, носящем теперь название "городок", поставлен был Кудеяром сторожевой маяк.
Верстах в 20 к ЮЗ от с. Лох около мордовского с. Оркино (Кучугуры), в местности гористой и лесной, рядом с Гремячим родником и Комбраз-панда (Седло-гора) указывают долину "Боже-дом", где по народному преданию Кудеяр (по другим - разбойничий атаман Улан) побил и похоронил много народу. Милин говорит, что в Пензенской губернии пять становищ Кудеяра. Они де с товарищем искали по старой бумаге, но приметы не сошлись.
В Сердобском уезде Барковской волости, недалеко от р. Изнаир и Малинового озера есть кручь около 30 саженей высоты, получившая лишь в 1889 г. название "Кудеярова обрыва" по следующему поводу (С.С. Краснодубровский. Тр.СУАК). Один из местных крестьян с. Рулевки Филимон Дьячкин жил в 1883г. в Астрахани, где какой-то человек показал ему книжечку, в которой описаны 99 кладов Саратовской губернии, положенных Ермаком, Кудеяром, Стенькой Разиным, Чуркою и другими. Дьячкин достал выписку из этой книжечки, в которой сказано, что " ...от Хопра по реке Знаира (Изнаир) от вершин в сходной стороне лес погоре Березовый...". Затем идет подробное описание местности, расстояние до "подвала", в котором находятся пять скелетов. " ...первый раз двое-один на упад солнца головой, другой на восход. Тот, который на восход ногами - от него две саженище двое у двери подвала и сабли у них в руках. Находится в подвале золотых вещей 99 пудов монеты Кудеяровой" (чекан Кудеяра?). По этой записи Дьячкин действительно нашел в обрыве два человеческих костяка и каменные стенки вроде подвала, но было ли найдено что из ценностей - неизвестно.
В Посельской волости Хвалынского уезда на высоком месте близ с. Поселок, лежащем при впадении речки Изба лык в Терешку, есть два бугра, обрытые канавами, под названием "Мары". В старину в 100 саженях от этого места было озеро и осиновый лес. Местный крестьянин Яков Старов, проживавший ранее в г.Уральске, слышал там от местных казаков, что на Саратовской степи есть насыпной мар, близ которого на СВ находится болото и осиновая роща. На этом месте стоял однажды Кудеяр с войском. У него была любимая лошадь, которая пала, а затем вскоре и сам он умер. Тогда его посадили на эту лошадь и несли ему со всех сторон дары: золотом, серебром, разными драгоценными вещами, которыми и зарыли его, насыпав над ним мар (курган). При раскопках этих маров сельские жители находили человеческие и лошадиные кости.
По другим сведениям, Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе: окольные жители с.Лох утверждают, что он живет в этой горе в землянке седым и древним старцем. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божию за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.
Другой вариант легенды, несколько отличный от излагаемого А.И. Минхом, со ссылкой отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей.// под ред. В.П.Семенова, на него приводится в работе: "Россия. Полное географическое описание нашего т.YI, СПб, 1901 г".В ней имеются также другие сведения о кладах Кудеяра в Симбирской губернии, а Кудеяр называется легендарным героем /с.407,410,468-469,509/.
Верстах в 7 ниже границы Симбирского уезда на правом берегу Волги… среди гор, при речках Сенгелейке и Тушонке расположен уездный город Симбирской губернии Сенгилей. На запад от Сенгилея ...находится Каранинский или Сенгилейский городок... известен в народе под названием Худояровой (Кудеяровой) Казны, потому что народ считает, что здесь какой-то хан Кудеяр зарыл свои несметные сокровища и сам, как бессмертный волшебник Кащей, хранит свою казну в обширной пещере, где он день и ночь, не смыкая глаз, сидит за каменным столом. Вся эта местность носит название городков.
Выше Подьячевки по Тукшуму находится с. Коротково... Вверх по течению реки выше Короткова левый берег р.Тукшума гористый; на этом берегу, в 5 верстах от Короткова, выдается из ряда возвышенностей хотя и не большая, но очень крутая гора, на которой заметны валы и рвы, окружающие неправильно многоугольную площадь, носящую название "городок". ...В прежние времена, как рассказывают старожилы, там находили часто старое оружие и утварь: бердыши, кольчуги, стрелы, луки, подковы, посуду и т.п.; все это находилось при поисках заговорного клада, положенного там, по преданию, Кудеяром. Предания о Кудеяре очень смутные и различаются между собой. По одним сказаниям, это был разбойник, грабивший население, по другим опальный боярин, скрывавшийся тут от гнева царя Грозного, по третьим - Кудеяр был братом Ивана Грозного, которого тот вызвал в Казань и хотел казнить, но Кудеяр, узнав это, укрепился временно на Коротковском городке".
Далее имеются сведения о с. Лох и Кудеяровой пещере Саратовской губернии. " К ЮЗ от Бурас к селениям: Лоху, Гремячке, Сокуру, Озеркам и Кучугу-рам (Оркино - на карте???????) тянется очень волнистая местность с глубокими долами и ярами, служащая водоразделом между бассейнами Волги и Дона. Село Лох имеет более 5000 жителей, волостное правление, лавки, сапожные заведения и 9 водяных мельниц. Возвышенности особенно характерны около с. Куучугуры (Караульные горы) и с. Лоха (Кудеярова, марунова и др.). Об этой местности, покрытой в старину сплошными лесами и орошаемой ключом Симовым, сохранилось много народных легенд и преданий, относящихся ко времени проживания здесь разбойников. Рассказывают, что в Караульных горах, в долине разбойники имели землянки и у них был колокол, в который звонили при тревоге для сбора шайки; впоследствии они зарыли все награбленное и самый колокол в землю. Раз в год, на Пасху, между заутренней и обедней, колокол и землянки являются в прежнем виде: в одной из последних горел огонь, а на полу и по углам лежали кучи золота, серебра и разных вещей; тогда же можно было войти в эту землянку до трех раз и брать драгоценности но при попытке вернуться после третьего раза дверь за вошедшим смельчаком затворялась и к нему являлся хранитель этих сокровищ, требуя от него собственную душу, или душу младенца, или того, что для него всего дороже. Говорят, что входившие туда пропадали или немели и потом от испуга скоро умирали; а если кто брал, то деньги эти впрок не шли; червонцы были неразменные и возвращались назад, а за истраченные целые золотые взявший их платился ущербом в хозяйстве и смертью семейных, наконец и сам он делался жертвой сухотки и умирал.
Еще более богата легендами Кудеярова гора. Кудеяр, равно как и Ермак и Стенька Разин, является одним из любимых народных героев, воспетых в произведениях народной фантазии. Про него сложил народ одну из лучших своих песен, каждая строка которой полна глубокой поэтической прелести:
"Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати,
Что заутра мне, добру молодцу, на допрос идти,
Перед грозного судью самого царя"...
Кудеяр здесь является выразителем русского удальства, русской силы, пролагавшей пути русскому человеку к "вольным степям", к шири и простору отнятых у татарщины земель. По народным рассказам, "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел", "к красным девицам ластился", "молодцам проходу не давал". На основании народных легенд о Кудеяре Костомаров написал свой известный роман. Много легенд, относящихся к Кудеяровой горе, приурачивают к находящейся в ней пещере. Рассказывают, что в Лоховских дачах когда-то жили разбойники, атаманом которых был Кудеяр (Костомаров относит его ко времени царствования Ивана Грозного).
Недалеко от Кудеяровой горы, в конце Майорова дола, указывают урочище, носящее название Пушка: здесь, говорят, находили ружейные стволы, и теперь еще попадаются куски пережженого железа; по народному сказанию, здесь была кузница Кудеяра, на которой было вырыто много тайных ходов, и устроены роскошные помещения и кладовые, наполненные разными драгоценностями; внутри жилые помещения (дворец, как называют его рассказчики) были окружены коридором. Уходя в набег или на разбой, Кудеяр скрывал и заваливал вход, так что никто не мог отыскать его. Народная легенда говорит, что подземный дворец цел до сих пор, и в кладовых его множество богатств, спрятанных за железными дверями; двери заперты замками величиной с поросенка; богатства сторожить приставлен нечистый дух в виде седого старца. Кто высушит Симов родник, тот найдет ключ от Кудеяровых пещер. О Кудеяре и Кудеяровой горе существует и новейшая легенда.
Шел однажды лоховчанин около Кудеяровой горы; сделалось темно, он заблудился и попал в какую-то землянку; видит, в ней сидит седой старик; на вопрос старика, откуда он и что ему нужно, он отвечал, что был на Кудеяровой горе, шел в Лох, и, когда стемнело, сбился с дороги. На это старик отвечал, что он на Кудеяровой горе, а Кудеяр он сам. В это время влетела громадная птица, села старику на голову и стала клевать ее до мозга, страдалец сидит и стонет: "О, Господи!" Долго долбила птица голову седовласого Кудеяра, наконец улетела к рассвету; несчастный вздохнул и рассказал пришельцу, что более века, как он обречен сторожить свои сокровища в горе, и по каре Божьей за разбои, прилетает каждую ночь эта огромная птица и клюет ему голову; конца не видит он этому мучению. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.
О Симовом или Симоновом роднике существует особое предание: Кудеяр и товарищ его Сим вздумали однажды состязаться в силе и ловкости своих коней; положено было перескочить с Маруновой горы на Кудеярову. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долину; в том месте, где он провалился с конем под землю, и ударил родник, носящий доныне его имя. Несколько верст отсюда, в Петровском уезде, указывают в долах, принадлежащих Мих. Вас. Устинову, курган, где Кудеяр похоронил свою жену или любовницу, зарыв с ней в могилу все драгоценности, принадлежащие покойнице. В лесу, принадлежащем крестьянам села Репного, находится несколько курганов под названием Пупки, Крупицы, Пески и др. По преданию, на крупицах жил разбойник Кудеяр, он же будто бы вырыл Пупки, где погребена его жена. Крестьяне рыли эти курганы, отыскивая клады, но особенного ничего не нашли, кроме углей на Пупках и горшечных черепков - на Песках.
На фото и есть та самая пещера.