В мусульманской мифологии духи, в основном злые. В обычном состоянии джинны — это невидимые существа, которые совсем не занимают места, но при желании обладают способностью приобретать любой вид. Сперва они являются в виде прозрачных облаков или огромных смутно очерченных столбов; затем их тела уплотняются, и их форма становится видимой, приобретая облик человека, шакала, волка, льва, скорпиона или змеи. Порой они достигают гигантского размера. Среди джиннов есть добрые и злые, джинны-мужчины и джинны-женщины. Добрые джинны, если они принимают человеческий облик, как правило, ослепительно прекрасны, а злые — отвратительно безобразны. Говорят, что столбовидные смерчи из взвихренного песка возникают в пустыне от полета злого джинна.
Согласно мусульманской традиции, Аллах сотворил три рода разумных существ: ангелов, созданных из света, джиннов, созданных из огня, и людей, созданных из земли. Джинны были сотворены из черного бездымного огня за несколько тысяч лет до появления человека. Они наделены разумом, свободно перемещаются в пространстве, могут принимать различные формы, и обладают многими сверхъестественными способностями. По своему желанию они легко становятся невидимыми и в любой момент могут исчезнуть, растворившись в воздухе или в воде, или проникнуть сквозь прочную стену или другую преграду. Единственное, чего они не в состоянии сделать без посторонней помощи, — это выбраться из старинного кувшина или бутылки, куда их нередко заточают более сильные волшебники или же заманивают хитростью герои сказок.
Если человеку удается подчинить своей воле джинна, он способен выполнить любые приказания: за одну ночь возвести прекрасный дворец, в мгновение ока доставить любую вещь или перенести своего повелителя в любое место. Джинны нередко возносятся на небо, где могут подслушать беседы ангелов о грядущих событиях. Поэтому они способны предсказывать будущее.
Любимое местопребывание джиннов — развалины зданий, водяные источники, реки, перекрестки дорог и рынки. Они преследуют проходящих мимо людей, похищают красивых женщин, совершают пакости, и, даже, несмотря на свое богатство и могущество, крадут всякие безделушки и провизию у бедняков.
Отец джиннов и их глава зовется Иблис.