С тех пор как в массовом сознании укрепилась идея о том, что мы, возможно, не одиноки во Вселенной, перспектива обнаружить разумных существ на иных планетах серьезно волнует представителей духовенства. Но если раньше дело ограничивалось частными высказываниями священников на эту тему, то недавно Управление перспективных исследований Министерства обороны США провело целый симпозиум, посвященный межзвездным путешествиям, на который были приглашены и представители мировых религий.
В ходе развернувшейся на данном мероприятии дискуссии протестантский пастор из американского города Талса, штат Оклахома, преподобный Томас Хоффманн заметил: «Если жизнь будет обнаружена в других местах помимо Земли, то, к сожалению, нам придется всесторонне это обсудить. Я думаю, разговор будет не из приятных».
При этом, по мнению теолога Михаэля Вальтемате из Рурского университета, открытие внеземного разума, скорее всего, приведет к глубокой переоценке ценностей всех вероисповеданий, но, по всей видимости, это станет проблемой только для христианства.
Продолжая раскрывать тему, профессор философии Христиан Вайдеманн из Рурского университета в Бохуме (ФРГ) полагает, что главный вопрос, который стоит перед христианскими теологами в этой связи, звучит следующим образом: «Умер ли Иисус и за инопланетян тоже?» В самом деле, почему Иисус пришел именно на Землю, в то время как в сотнях миллиардов звездных систем наверняка существуют и другие цивилизации? Вот что может волновать богословов.
Иными словами, если ученые относятся к поиску братьев по разуму без опасений, что это поколеблет основы их мировоззрения, то священники и глубоко верующие люди вряд ли разделяют их спокойствие. Но в любом случае разумный компромисс будет найден, как это уже бывало в истории. Стоит вспомнить хотя бы признание христианской церковью правоты Галилея, которого при жизни инквизиторы заставили отказаться от сделанных им открытий, противоречащих догматам вероучения. Что бы ни происходило, научно-технический прогресс всегда побеждал.