Весной 1989 года человечество впервые услышало об американском ученом, занимавшимся исследованием летающих тарелок. О своей опасной и увлекательной работе он рассказал, выступив в одной из американских радиопередач под псевдонимом Деннис.
Спустя несколько месяцев загадочный физик решился назвать свое настоящее имя - Боб Лазар – и дать интервью американскому телевидению. Видеозапись его знаменитого доклада до сих пор широко распространена в Интернете. Участвуя в исследовательской группе по изучению «тарелок» Лазар узнал, что топливом для этих устройств является тогда еще (1989-1991 год) не открытый 115 элемент таблицы Менделеева – унунпентиум (Uup). В своем докладе Лазар объяснил, что элемент – а точнее, его используемый инопланетянами изотоп, в отличие от большинства других элементов, занимающих последние клеточки таблицы Менделеева, стабилен, и хранится в изучаемых его коллегами «тарелках».
О том, чтобы хранить 105-й или, скажем, 107-й элемент говорить решительно не приходится - и тот, и другой распадается за тысячные доли секунды. Таким образом, уже само заявление о чудесных свойствах унупентиума вызывало у ученых сомнение. Однако многим физикам было известна гипотеза об «островке стабильности», которую в начале 1980-х годов разделял крупнейший советский ученый - академик из Объединенного института ядерных исследований Георгий Флеров. Он утверждал, что несколько элементов с номером свыше ста будут стабильнее, - то есть, смогут "жить" дольше, чем их соседи по таблице Менделеева.
Участвуя в исследовательской группе по изучению «тарелок» Лазар узнал, что топливом для этих устройств является тогда еще (1989-1991 год) не открытый 115 элемент таблицы Менделеева – унунпентиум (Uup). В своем докладе Лазар объяснил, что элемент – а точнее, его используемый инопланетянами изотоп, в отличие от большинства других элементов, занимающих последние клеточки таблицы Менделеева, стабилен, и хранится в изучаемых его коллегами «тарелках».
О том, чтобы хранить 105-й или, скажем, 107-й элемент говорить решительно не приходится - и тот, и другой распадается за тысячные доли секунды. Таким образом, уже само заявление о чудесных свойствах унупентиума вызывало у ученых сомнение. Однако многим физикам было известна гипотеза об «островке стабильности», которую в начале 1980-х годов разделял крупнейший советский ученый - академик из Объединенного института ядерных исследований Георгий Флеров. Он утверждал, что несколько элементов с номером свыше ста будут стабильнее, - то есть, смогут "жить" дольше, чем их соседи по таблице Менделеева.
Дальнейшие попытки проверить информацию Лазара вызывали еще больше оснований для сомнения. Лазар заявил о том, что учился в Калифорнийском и Массачусетском институтах технологий. Однако в списке выпускников этих знаменитых вузов его не оказалось. Впрочем, нашедший Лазара научный журналист Джордж Кнапп обнаружил упоминание Боба Лазара в налоговых документах Военно-воздушных сил США, а также – в телефонной книге Лос-Аламосской лаборатории – там он значился как техник. Таким образом, идея Лазара о том, что из списков выпускников он был вымаран по особому приказу, стала выглядеть более правдоподобной. Также Кнапп раскопал новостную статью издания «Лос-Аламос монитор» 1982 года с упоминанием Лазара, физика из Лос-Аламосской лаборатории.
В августе 2003 года во время работы в Дубне на ускорителе тяжелых ионов ОИЯИ был наконец-то получен 115 элемент. Он прожил относительно долго – целых 87 миллисекунд. Таким образом, его свойства лишний раз подтвердили гипотезу об «островке стабильности» и одновременно опровергли утверждения Боба Лазара о возможности хранения унунпентиума. Справедливости ради стоит отметить, что ученые не исключают вероятности создания более стабильного изотопа 115 элемента.
И все-таки сих пор неясно, что в докладе Боба Лазара является правдой и что заставило его решиться на такое шоу. Судя по всему, он хорошо образован, и, возможно, по специальности - действительно физик. Был же он в восьмидесятые осведомлен об «островке стабильности», о котором в те времена вряд ли знали рядовые американцы.
И все-таки непонятно, почему – пусть Боб Лазар сказал чистейшую правду – его доклад состоит только из облегченной, научно-популярной части для обывателя и не содержит хорошо обоснованной половины с формулами и схемами. Вероятно, если бы его выступление состояло бы из двух частей – для обывателей и профессионалов, как выпускаются в двух вариантах нобелевские пресс-релизы, - ему было бы легче убедить своих коллег. К тому же, удивительно то, что после доклада он, кажется, совсем потерял интерес к своей любимой работе. Он не пытается лучше, полнее и качественнее изложить свои знания об инопланетянах и их летательных аппаратах, не стремится как-то стыковать свои «тайные знания» с представлениями официальной науки и, кажется, даже не интересуется последними сенсационными исследованиями своих коллег-ядерщиков. Дело в том, что на сайте www.boblazar.com находятся исключительно архивные материалы почти двадцатилетней давности.
Все это позволяет предположить, что отсутствие Лазара в списке выпускников таких знаменитых научных и учебных центров США как Калифорнийский технологический и МИТ объясняется тем, что реально он закончил какое-то более скромное заведение. А решиться на такой дерзкий шаг - публично заявить о своей секретной и опасной работе по исследованию летающих тарелок, - он мог просто ради рекламы. Ведь теперь некогда рядовой научный работник, не имевший серьезных карьерных перспектив и даже, возможно, большого интереса к своему делу, кажется, не только стал всемирно известной звездой, но и по-настоящему нашел себя.
Сейчас Боб Лазар возглавляет компанию под пафосным названием United Nuclear, расположенную в Альбукерке, Нью-Мексико. Эта организация продает всевозможные химреактивы для школьных и вузовских лабораторий, мощные магниты и аэрогель. В настоящее время у компании «свыше 300 тысяч довольных покупателей», - среди них много школьников, студентов и химиков-любителей.
Совместно со своим другом Джином Хаффом Лазар также стал организатором «Взрыва в пустыне» - ежегодного фестиваля американских пиротехников в пустыне Невада. Между прочим, этот фестиваль проводится начиная с 1987 года – то есть, еще с тех времена, когда Лазар, по легенде, изучал летающие тарелки. С 1991 года фестиваль получил название в честь «Бури в пустыне» и с тех пор на нем демонстрируются рукотворных взрывных веществ, ракет и хлопушек. И все-таки, - кто знает? – может, почти двадцать лет назад скромный, но всемирно известный предприниматель проявил себя как бесстрашный ученый, рискнувший жизнью ради истины?