Шаровая молния – загадочное явление природы. Она представляет собой светящийся сфероид диаметром от 10-20 см и больше, образующийся иногда вслед за ударом линейной молнии (а иногда – при ясной и безоблачной погоде), природа ее, по-видимому, плазменная. Существует она на протяжении от одной секунды и до нескольких минут. Шаровая молния чрезвычайно опасна и непредсказуема в своем поведении. Еще недавно ученые сомневались в самом факте существования шаровой молнии, не соглашаясь с тем, что этот сгусток энергии - электронная плазма. Теперь это общепризнано, однако шаровая молния таит в себе много загадок.
Известны странные случаи поведения шаровой молнии, которые позволяют считать его даже осмысленным, поскольку они связаны с выборочными действиями ее в некоторых ситуациях.
Самым необъяснимым эпизодом справедливо считается трагедия, произошедшая с группой горовосходителей в 1978 году на Кавказе. Тогда пятеро российских альпинистов - Башкиров, Кавуненко, Карпов, Коровин и Шитинин, спустившись с вершины, решили остановиться для отдыха у подножия горы. Группа состояла из опытных спортсменов. Погода стояла облачная, но грозы и дождя не предвиделось. На высоте 4000 метров альпинисты нашли подходящую площадку, где разбили палатку для ночлега.
Ночью Кавуненко (описавший этот эпизод впоследствии в своей книге) проснулся от ощущения, что в палатке что-то происходит. Он открыл глаза и увидел перед собой небольшой шар размером с теннисный мяч, излучавший яркий желтый свет. Сначала шар завис над лежащими в спальных мешках людьми. Затем он "нырнул" в спальный мешок Коровина. Тот страшно и продолжительно закричал. Но никто не был в силах помочь ему, никто не мог даже пошевелиться: все альпинисты оцепенели. До сих пор никто из них не в состоянии объяснить, почему так случилось.
Затем шар выскочил из спального мешка Коровина и завис над его соседом, после чего «нырнул» уже его мешок. Так он парил в воздухе, периодически ныряя в спальный мешок то одного, то другого альпиниста, вызывая невыносимые боли и дикие крики у спортсменов. После каждого вторжения шара в спальный мешок альпинист терял сознание от адской боли. Кавуненко вспоминал, что шар нырял к нему раз 5-6, и каждый раз следовали невыносимые страдания и потеря сознания. Тогда ему казалось, что его прожигают электросваркой. Это продолжалось довольно долго, альпинисты не смогли даже вызвать помощь, но в альпинистской базе, откуда они ушли на восхождение, обеспокоившись отсутствием связи, отправили на их поиски спасательный отряд. Спасатели нашли альпинистов только через сутки. Четырех из них доставили вертолетом в больницу, а пятого, О. Коровина - в морг.
Было странно, что раны на телах у альпинистов оказались рваными, а не ожоговыми. Как будто какой-то острозубый хищник намеренно вырывал куски человеческой плоти. У Кавуненко, к примеру, насчитали пять таких ран. Шар вырывал крупные куски мяса до самых костей. Но на самих костях не обнаружили ни единой царапины. Почти все оставшиеся в живых альпинисты стали инвалидами.
Для расследования данного случая была привлечена Государственная комиссия, которая пришла к однозначному заключению, что травмы, нанесенные альпинистам, явились все-таки результатом воздействия шаровой молнии. Однако возникли многочисленные вопросы: почему, например, шаровая молния реагировала на людей, а не на металлические предметы снаряжения или на радиостанцию, которые находились в палатке? Как шаровая молния проникла в зашнурованную изнутри палатку? Куда исчезла? Куда делись «откусанные» нею куски человеческого мяса? Почему ни один из оставшихся в живых спортсменов не признает в огненном феномене шаровую молнию?
Кавуненко сообщил в книге, что было такое впечатление, будто шар намеренно издевался над ними, что он или обладал неким разумом, или ним кто-то руководил. При этом стоит заметить, что погибший Коровин был единственным из пятерки, кто лежал на резиновом коврике. Значит, у Коровина не было непосредственного контакта с землей, а это, хотя бы косвенно, но подтверждает электрическую природу явления.