Информация о странном явлении, которое можно было наблюдать одним майским вечером 1964 года над Байкалом, хранилась в засекреченных архивах советских спецслужб на протяжении десятилетий. А люди, которым довелось стать его очевидцами, лишь совсем недавно смогли рассказать о нем миру.
Опасное дежурство
Принявшей дежурство смене зенитно-ракетного дивизиона, который располагался в 30 километрах к западу от Улан-Удэ, вечер 17 мая 1964 года не сулил ничего плохого. Обычные армейские будни, периодическое прохождение контроля и доклады операторов радарных установок. Но в 21 час по местному времени один из экипажей зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) сообщил командному пункту дивизиона о надвигающемся багровом зареве над озером Байкал. Следующее сообщение, переданное через десять минут, уведомляло, что на восточном берегу озера видна горящая тайга. К этому времени личные составы всех комплексов дивизиона могли наблюдать, как пурпурная, отсвечивающая матовыми бликами пелена занимает все больше участков вечернего неба, довольно быстро двигаясь в восточном направлении.
В 21:20 в радиоэфире возникли сильные помехи, а вскоре связь стала возможной лишь с использованием обычного проводного телефона.
Первым очевидцем «этого» стал старший сержант Рахматуллин Николай, который немедленно доложил своему командиру.
Из-за горизонта северо-западной оконечности озера Байкал медленно выплыл огненный шар, по размерам походивший на полуденное солнце. Он был в самом центре охряной пелены. Казалось, что шар живой – он постоянно пульсировал, неуловимо меняя свою окраску от ярко-красного до темно-багрового. Примерно в 22 часа кровавый туман, причиной которого, вероятней всего, был этот странный шар, превратился в довольно интенсивные огненные сполохи, которые охватили и небо, и тайгу. Тогда командир дивизиона приказал всем солдатам и офицерам надеть средства индивидуальной защиты и начать замерять радиационный фон и химический состав воздуха на территориях базирования части.
В 22:30 пламенеющее зарево достигло расположения. Командир отдал приказ всему личному составу, укрыться в герметичных кабинах ЗРК и запустить системы автономного жизнеобеспечения. Почти сразу после выполнения поставленной задачи, аномалия накрыла позиции военного подразделения.
Очевидцы вспоминали, что почти сразу возникло внезапное чувство подавленности и страха. У многих начались боли в суставах, животе и голове. Некоторых настигла диарея.
По стеклам наглухо закрытых окон кабин начали плясать огненные сгустки, напоминающие языки пламени. Туман рассеялся к половине четвертого утра, после того как шар ушел за горизонт на восток. Одновременно с этим все почувствовали облегчение.
Перепуганные жители
Кроме военных, инцидент наблюдали жители десятков населенных пунктов, которые располагались по берегам Байкала. Степан Пустовалов, один из жителей поселка Большие Коты, рассказал, что еще за два часа до возникновения загадочного тумана домашняя живность, гулявшая по двору, скрылась в сарае, а собака сорвалась с цепи, забежала в избу и спряталась в углу между шкафом и диваном.
Илья Мохначев, житель села Бугульдейка, вспоминал, что после появления красного зарева, в их доме загорелась электропроводка, и перестало работать радио.