В давние времена жили старик со старухой. У них было три сына и пять коз. Вот, старший сын решил отправиться в чужие края на промысел да поучиться различным ремеслам. Зарезал он одну козу, забрал все мясо с собой в дорогу, не оставив родителям ни кусочка, и пошел. Шел он, шел и пришел к одному богатому ремесленнику и нанялся к нему в работники.
Богач этот был злым человеком. Он обманом заставил джигита лечь в сундук, где и уморил его голодом.
Средний сын старика также решил отправиться по той же самой дороге, по которой ушел старший брат. Он также зарезал козу, взял все мясо и ушел от родителей. И с ним случилось то же, что и со старшим: богач уморил его голодной смертью.
Настала очередь младшего сына. Он также решил учиться различным ремеслам на чужой стороне. Зарезал он козу, половину мяса оставил родителям, а другую половину взял себе на дорогу. Навалил он на спину ношу и с родительского благословения отправился в путь.
Идет он по дороге, и навстречу ему попадается большое стадо баранов. Поговорил джигит с пастухом и узнал, что бараны эти принадлежат богачу-ремесленнику. Пастух спросил джигита:
– Сынок, куда ты путь держишь?
– Иду, дедушка, учиться разным ремеслам, – ответил ему джигит.
– Смотри, сынок, – сказал пастух, – никому не говори об этом. Есть пословица: «Себя не обманывай, другим не открывай своей тайны».
Распрощался джигит с пастухом и пошел дальше. На ночлег он остановился в доме богача-ремесленника. Переночевал юноша, стал утром собираться в путь. Спрашивает его богач:
– А куда ты, джигит, путь держишь?
– Да вот, ищу такого человека, у которого, подобно тебе, нет сына, я бы хотел ему заменить его.
Тогда богач:
– Что же, оставайся у меня, будь моим сыном. Выбери большого белого барана, зарежь его и поешь досыта берцовой части. А я отправлюсь в путь.
С этими словами бай уехал. А джигит остался дома за сына.
У богатого ремесленника была дочка. Она увидела джигита и сказала ему:
– Брат мой! Не ешь берцовой кости, а повесь ее на решетку. Когда подойдет к ней белая гончая собака и бросится на нее, ты ударь ее топором и убей.
Зарезал джигит большого белого барана, устроил той, пригласил соседей. Мясо от берцовой кости он повесил на решетку. Подбежала к решетке белая гончая собака, схватила мясо. Джигит тут же бросил в нее топором, но промахнулся. Собака убежала.
Вернулся богач. Он знал, что джигит не выполнил его наказа. Гончая белая собака – это был сам богач. Рассердился хозяин на своего приемного сына и запер его в сундук. Он решил его уморить голодною смертью, как уморил братьев джигита. Дочь богача видела все это и решила тайно от отца кормить джигита через проделанное в дне сундука отверстие.
Спустя несколько дней приходит к богатому ремесленнику отец джигита и спрашивает:
– Не было ли здесь моего сына? Не видели ли вы его?
– Нет, не видел, – сказал богач.
Разговор этот слышал джигит. Он закричал из сундука:
– Неправда! Я здесь!
Старик по голосу узнал своего сына, открыл сундук, взял его и увел из дома богача.
Идут они по дороге, сын и говорит отцу:
– Я превращусь в большого черного барана, а ты поведи меня на базар и продай за хорошую цену, только веревку не отдавай.
Отец согласился. Сын превратился в большого черного барана, а отец повел его на базар и продал там. А сын превратился в человека и пришел к отцу.
– Теперь я сделаюсь вороным конем, – сказал он. – Ты поведи меня на базар и продай, но только захвати назад чембур.
Сказано – сделано. Сын стал вороным иноходцем, отец повел его на базар, продал там за хорошую цену и, захватив чембур, вернулся домой.
Через день сын вернулся домой.
– Теперь я сделаюсь верблюжонком, – сказал он, – вместо веревки у меня будет цепь. Ты поведи меня на базар, продай, а цепь возьми обратно.
Превратился джигит в верблюжонка, и отец повел его на базар. По дороге встретился ему богатый ремесленник, который узнал о проделках джигита. Он купил у старика верблюжонка за сто рублей. Старик отдал верблюжонка, забыв снять с него цепь.
Богач привел верблюжонка домой, дал дочке своей подержать повод, а сам пошел за ножом, чтоб зарезать верблюжонка. Но дочка быстро разгадала намерения своего отца, перерезала цепь и выпустила верблюжонка на свободу. Верблюжонок убежал. Богач бросился за ним в погоню.
Тогда джигит превратился в лису, а богач – в гончую собаку и стал преследовать лису. Джигит превратился в утку, а богач – в ястреба; из утки джигит превратился в жаворонка, а богач - в пустельгу. Наконец,, жаворонок не выдержал преследования, сел на круг юрты и превратился в тряпку. Тут богач обратился в человека и только было хотел схватить тряпку, как она быстро превратилась в просяное зерно, а богач – в петуха. И только петух собрался склевать это зерно, оно превратилось в кошку. Кошка прыгнула на петуха и загрызла его.
Расправившись с богатым ремесленником, джигит вернулся в юрту и женился на дочке злого колдуна.