Король Хью Куруша жил в Тир-Конале, и у него было три дочери, чьи имена были Авалон (райское яблоко), Лавена (радость) и наименьшая Айн (сияние). Старшие дочери имели много красивых нарядов и каждый день ходили на гулянки и в церковь. Айн не имела таких нарядов по той простой причине, что была намного красивее своих сестер и они завидовали ее красоте. Младшую сестренку постоянно держали в доме и никуда не выпускали, очень редко ей удавалось посетить церковь, постоянно нагружали ее всякими домашними работами, боялись, что она будет отбивать у них женихов и быстрее их выйдет замуж. Так случилось, что сын короля Алан (что значит красивый) собрался женится и хотел выбрать себе самую красивую девушку своего королевства. Для такого случая король приказал собрать всех девушек в церкви. В одно воскресное утро, после того, как две сестры отправились в церковь, а Айн оставили дома делать домашнюю работу, во дворе ее дома появилась женщина в черном одеянии и спросила:
- Почему ты не пошла в церковь?
- «Как я могу пойти?» - сказала Айн - У меня нет одежды, достаточной для ношения в церкви, и если мои сестры увидят меня там, меня "убьют" за то, что я вышла из дома без их разрешения.
- Я дам тебе, - сказала женщина в черном - самое лучшее платье, такое, что никто никогда такого не видел. А теперь скажи мне, какого цвета платье ты хочешь?
- Мне очень хочется, - сказал девушка - платье белое, как снег, и зеленые ботинки для моих ног, а то у меня и обуть нечего. Но где вы сейчас такое возьмете, ведь вы простая женщина, а не колдунья.
- Ты ошибаешься. Я не совсем простая монахиня, я Шайлих - волшебная принцесса. Женщина сняла с себя черную накидку и предстала перед девушкой во все своей красе и блестящих одеяниях.
Затем волшебница хлопнула в ладошки и приказала появившимся подданным выполнить заказ Айн. Тут же райские птицы принесли самые белые одежды в мире, самые красивые, которые можно было найти, и пару зеленых ботинок. Айн одела все это и хотела бежать в церковь, но принцесса остановила ее.
- У тебя нет никаких украшений. Одень на палец это колечко и эти бусы на белую шейку. Возле ворот стоит молочно-белая кобыла под золотым седлом и с золотой уздечкой. Поедешь верхом. И есть одно условие - Ты не должна заходить в дверь церкви, и как только люди встанут в конце мессы, ты уходишь и едешь домой так же быстро, как кобыла будет нести тебя.
Девушка села на лошадь и приехала к церкви. Она выполнила условие принцессы и не зашла в храм, а стояла возле двери и молилась. Сын короля увидел красавицу, но до конца мессы не мог покинуть храм и заметил, что девушка сразу же после мессы заторопилась уезжать. Он бросился к выходу, чтобы узнать имя красавицы, но не успел. Ее кобыла со скоростью ветра унесла девушку от храма. Доехала домой быстро, сняла с себя одежды и мгновенно оказалась в своем ежедневном одеянии. Все остальное куда-то исчезло. Вспомнила, что не приготовила обед для семьи и быстро бросилась в кухню. Тут же, с удивлением, заметила, что обед готов и пускает пар на плите.
Когда сестры вернулись домой они спросила их:
- Какие новости сегодня в церкви?
- У нас отличные новости» - сказали они. Мы увидели замечательную богатую девушку в дверях церкви. Таких одежд, которые были на ней никогда раньше не видели. Наши платья в сравнении с ее одеяниями были словно тряпки с огороднего пугала. Все стремились ее разглядеть, а сын короля быстро бежал к двери , но не успел и никто не смог ее узнать.
Целую неделю сестры мотались по торговым домам в поисках подобных платьев и украшений, но все безуспешно.
В следующее воскресенье две сестры снова пошли в церковь и оставили самую млядшую дома, чтобы приготовить обед. После того, как они ушли, появилась Шайлих и спросила: «Ты сегодня пойдешь в церковь?»
- Я пойду, - сказал Айн, - но у меня снова нет одежды, все куда-то подевалось.
- Это не проблема. Какое платье ты хочешь одеть? - спросила она.
- Платье из самого прекрасного черного сатина, который можно найти, и красные туфли для моих ног, если можно.
- Какого цвета ты хочешь, чтобы кобыла была?»
- Я хочу, чтобы она была такой черной и такой глянцевой, что я могу видеть себя на ее теле, как в зеркале.
Монахиня хлопнула в ладони и велела выполнить просьбу девушки. В тот же миг появились одежды и черная кобыла на которой было серебристое седло и уздечка. Когда Айн села в седло, волшебная принцесса напомнила ей о своем условии - не заходить в церковь, стоять возле двери и уезжать прежде чем какой либо мужчина сможет заговорить с ней
В это воскресенье люди были более изумлены, чем когда-либо, и смотрели на нее больше, чем в первый раз; и все хотели знать, кто она. Но у них не было никаких шансов, в одно мгновение, как только люди поднялись в конце Мессы, она выскользнула из церкви, прыгнула в серебряное седло и умчалась домой, прежде чем кто либо мог остановить ее или поговорить с ней. Дома уже был готов обед. Девушка сняла атласное одеяние и одела свою старую одежду, прежде чем сестры вернулись домой.
- Какие новости у вас сегодня? - спросила она своих сестер, когда те пришли из церкви.
- О, мы снова увидели великую странную даму! И мало кто мог подумать о наших платьях, посмотрев на халаты атласа, которые у нее были! И все в церкви смотрели на нее с открытым от изумления ртом и никто не смотрел на нас.
Следующую неделю сестры не давали покоя ни себе ни своим родственникам, пока не получили платья, почти похожие на мантии странной дамы, которые они могли найти. Конечно, они были не так хороши как у незнакомки.
Когда наступило третье воскресенье, Авалон и Лавена пошли в церковь, одетые в черный сатин. Они оставили Айн дома, чтобы поработать на кухне, и сказали ей приготовить самый вкусный обед, когда они вернутся. После того, как они ушли на кухне снова появилась женщина в черном и сказала: «Ну, дорогая, ты сегодня поедешь в церковь?»
- Я бы поехала, если бы у меня было новое платье.
- Я дам тебе платье, о котором ты просишь. Какое платье тебе понравилось бы? - спросила она.
- Платье красное, как роза ниже пояса, и белое, как снег выше пояса, зеленый плащ на плечах и шляпа на голове с красным, белым и зеленым пером в ней; обувь спереди белые, а сзади зеленые.
В течении минуты весь заказ был выполнен. Все одежды сидели на ее фигурке как влитые и красивые золотистые волосы текли по плечам девушки.
- Какая кобыла тебе нужна сегодня? - спросила девушку принцесса.
- Белую, с золотистыми розовыми пятнами по всему телу, на спине - золотое седло, а на голове - золотая уздечка.
Кобыла стояла перед дверью, и певчая птица сидела между ее ушами, которая начала петь, как только Айн была в седле, и не останавливался пока она сидела в седле.
Слава о прекрасной странной красавице прошла по всему миру, и все князья и молодые люди, пришли в церковь в это воскресенье, каждый из которых надеялся, что девушка будет присутствовать на служении и будет возможность с ней познакомится. Сын царя остался за пределами церкви, чтобы поймать странную девушку, прежде чем она успеет ускользнуть. Церковь была более переполнена, чем когда-либо прежде. Перед церковью была такая толпа, что Айн смогла попасть только в ворота. Как только народ поднялся в конце мессы, леди выскользнула через ворота, в одно мгновение оказалась в золотом седле, но принц успел схватить ее за руку. Девушка с силой выдернула руку, но кольцо соскользнуло с пальца и осталось в руке принца. Резвая кобыла быстро донесла ее домой, но красавица была сильно расстроена и чуть не плакала от горя. Она думала, что волшебная принцесса будет ругаться и больше не придет.
- Какая проблема сейчас? - спросила Шайлих
- Я потеряла кольцо, со слезами на глазах ответила девушка.
- Не волнуйся ты так, возможно, это самое лучшее, что когда-либо случалось с тобой - успокоила ее волшебница.
Девушка успокоилась и оделась в свое привычное одеяние и пошла работать на кухню. Когда сестры вернулись, она спросила:
- Какие новости в церкви?.
- Сегодня мы увидели величайшее зрелище. Необычная красавица снова пришла на службу в одежде красивее, чем раньше, жаль только, что ее лицо было закрыто вуалью. На ней и на лошади, которой она ехала, были лучшие цвета мира, а между ушами лошади была птица, которая не прекращала петь, пока леди сидела в седле. Сама леди - самая красивая женщина, которую когда-либо видели люди в этом королевстве.
После того, как Айн исчезла из церкви, сын царя сказал сыновьям других королей: "Я возьму эту красавицу себе в жены". Женихи из других королевств опечалились, все говорили: «Ты не владеешь ею, ты просто снял кольцо с ее пальца, тебе придется завоевать ее любовь, тебе придется сражаться за нее с нами, прежде чем ты сможешь найти ее и сделать своей женой".
- Вы в моем королевстве и прежде чем вы начнете драться со мной на мечах, вас просто убьют мои воины. Хотите найти ее - ищите, но у вас нет никаких шансов, кольцо ведь у меня.
Все бросились на поиски красавицы, но найти не смогли и оставили свои попытки. Только королевич ездил со своими слугами по своим владениям и каждой девушке мерил кольцо. Кольцо оказалось необычным и никому не давалось в руки. Все время соскальзывало с пальца претенденток и выскакивало из их рук.
Долго ездил Королевич не теряя надежды, пока не приехал к дому трех сестер. Старшие услышали о кольце и каждой хотелось стать королевой, женой принца и они советовались как одеть кольцо на палец хотя бы одной из них.
- А может на мой палец подойдет это кольцо?- услышали они голос свое младшей.
- Тебя еще только не хватало, ты хоть лицо вымой от сажи - закричали они.
Схватили девушку и заперли в шкафу, чтобы принца не испугать.
Прошло немного времени как и принц появился со своими слугами. Сестры, с усердием, пытались одеть кольцо на палец, но им не удавалось это сделать.
- Есть ли в этом доме еще молодые девушки?
- Нет - ответили сестры.
- Есть - послышался голос из шкафа.
- Почему она заперта, сейчас же выпустите - приказал принц.
- Зачем вам эта замухрышка, вся в грязи и саже.
Принц заставил сестер показать ему свою "прислугу" и как только прикоснулся кольцом к ее пальцу оно тут же оказалось на своем месте. Обрадованный принц понял, что это его суженая, но с сомнением смотрел на ее одежду, совсем не похожую на одеяния незнакомки в церкви.
- Немного подождите - промолвила Айн - я только переоденусь и вышла в другую комнату.
Там ее уже ждала волшебная принцесса, которая приготовила новые одежды и украшения.
- Почему вы мне помогаете? - спросила ее девушка.
- Об этом меня просила твоя покойная мама. Мы были большими подругами и однажды она спасла мне жизнь. Я поклялась твоей маме помочь тебе в тяжелую минуту.
Когда девушка вышла из комнаты, то ее красота и одежды ослепили всех. У принца исчезли последние сомнения.
Был назначен день свадьбы, разосланы приглашения. На свадьбе присутствовали и богатые и бедные. Все любовались необычным и богатым приданным невесты. Сестры зеленели от зависти и поклялись уничтожить свою младшую сестру.
Прошел год и у молодых родился сын. Случилось так, что Айн заболела и за малышом ухаживали ее старшие сестры. Муж уехал на охоту и рано утром должен был приехать. Сестры договорились спрятать ребенка, а покрыли губы младшей кровью теленка, которая крепко спала выпив сонного чая, который ей подсунули сестры.
- Где мой сын?, Жена уже выздоровела? - спросил Алан сестер.
Сестры начали плакать и сказали, что Айн съела своего ребенка, чтобы самой выздороветь и предложили принцу сжечь ее на костре как ведьму.
- Смотри у нее и сейчас все губы в крови.
- Ну, - сказал муж, глядя на нее, - я в ужасе, что моя жена людоедка. Немедленно на костер ее - приказал он своим слугам.
Слуги схватили сонную женщину и привязали к столбу. Приготовили большой костер, но поджечь его не смогли, костер уперто не зажигался. Пока слуги возились с костром, подул сильный прохладный ветер и Айн проснулась. Она поняла, что ее хотят сжечь, но не понимала чем провинилась и пронзительно закричала. В ту же минуту перед слугами и толпой зевак появилась женщина в черном и с ребенком на руках. Она сбросила с себя черную накидку, быстро подошла к принцу и сказала:
- Вот твой сын, никто его не убивал и не ел, Айвана и Лавена все врут тебе, чтобы убить свою сестру и занять ее место. Прикажи освободить свою жену и привяжи этих на ее место, они же этого хотели.
- Не надо, не делайте греха, отпустите моих сестер с миром. Пусть уходят куда глаза глядят - муж услышал голос свое жены.
Выгнали завистниц из королевства, а у сына короля и Айн было четырнадцать детей, и они жили счастливо, пока не умерли от старости.