Однажды жила себе молодая девушка со своим отцом лесорубом. Их дом был старенькой хижиной, а единственный в их распоряжении инструмент - топор с тупым лезвием. Хромая старая лошадь и мул были их транспортом. Но, как говорят мудрые люди, богатство богатой семьи - в ее стадах, бедное семейство - в ее детях. И действительно, всякий раз, когда старый дровосек смотрел на свою дочь, которой было всего девять лет, он забывал обо всех своих заботах и бедах. Девушку звали Айна-Кизз, и она была настолько умна, что люди приходили со всех сторон, чтобы спросить ее совета.
Однажды лесоруб загрузил свою лошадь грудой бревен и сказал девушке: «Я иду на рынок и буду дома к вечеру. Если я продам свои бревна, я принесу тебе небольшой подарок».
«Пусть удача будет с тобой, отец», - ответила она. «Но будьте осторожны, потому что выигрыш одного человека на рынке - это потеря другого».
Дровосек продолжил свой путь, вовремя прибыв на базар. Он стоял рядом с лошадью и ждал покупателей на дрова. Но никто не пришел. Когда день клонился к вечеру, по рынку пробирался богатый бай, демонстрируя свой шелковый халат и поглаживая черную бороду. Увидев бедного человека и его нагруженную деревом лошадь, он позвал: «Эй, старик, что ты возьмешь за свои бревна?»
"Один танга, сэр."
"Будешь ли ты продавать свою древесину именно так, как она есть?" Бай спросил с хитрой усмешкой.
Лесник медленно кивнул, не зная, что он имел в виду.
"Вот твоя монета", сказал бай. "Бери свою лошадь и следуй за мной."
Когда они пришли в большой дом бая, бедняк начал распаковывать бревна со спины лошади. Но бай крикнул ему на ухо: «Стоп! Я купил дрова« именно так, как они есть »- это означает, что лошадь принадлежит мне, поскольку она несет дрова. Если вы не довольны, мы пойдем к судье. "
Как говорят мудрые люди: так же, как плохой конюх может превратить коня в бесполезное животное, так и хитрый судья может перевернуть правду с неправдой. И так было.
Выслушав две жалобы, судья погладил бороду, взглянул на шелковую одежду бая и вынес вердикт: дровосек получил свои деньги за проданный товар. Их сделка была правильной.
Богатый человек засмеялся в лицо леснику, и он, бедняга, устало потащился домой, чтобы рассказать свою историю Айна-Кизз.
«Неважно, отец, завтра я пойду на рынок», - сказала она. «Кто знает, может быть я буду счастливее тебя».
На следующий день на рассвете она загрузила мула бревнами и, управляя им, направилась на базар. Там она стояла рядом с мулом, пока тот же бай не приблизился к ней.
"Эй, девочка, что ты возьмешь за свой лес?" - спросил он. "Две таньга" - ответила девушка
"И вы будете продавать именно так, как есть?" он сказал.
«Конечно, - ответила она, - если вы заплатите деньги именно так, как есть».
«Конечно, конечно», сказал бай, протягивая руку, чтобы отдать ей две золотые монеты. Я покупаю твой товар.
С ней случилось то же самое, что и с ее отцом. Но она не возражала. Когда Бай с улыбкой заплатил ей две монеты, она обратилась к баю.
«Сэр, - сказала она, - вы купили мой лес таким, какой он есть, и вы забрали моего мула вместе с деревом. Но вы дали слово, чтобы заплатить цену точно так, как она есть. Поэтому теперь я хочу и вашу руку».
Бай был озадачен. Его борода дрожала от ярости, когда он ругал ее. Но она не уступала. Наконец они отправились вместе к судье. Этот достойный человек услышал их жалобу, но на этот раз он не смог помочь баю - ему пришлось заплатить две таньга за дрова и еще пятьдесят за руку.
Как богач уже пожалел, что купил дрова и мула. Передав деньги судье, он сказал девушке: «На этот раз ты перехитрила меня, но воробей не может сравниться с ястребом. Могу поспорить, ты не можешь сказать больше лжи, чем я; я положу на это пятьсот, а ты поставишь пятьдесят, которые я тебе заплатил, и какую бы ложь ни оценил судья как лучшую, выигрывает ставка. Что ты на это скажешь? "
"Согласна", сказала Айна-Кизз.
Подмигивая судье, богатый бай начал свой рассказ.
«Однажды, прежде чем я родился, я нашел три початка кукурузы в своем кармане и бросил их через окно. На следующее утро мой двор превратился в поле кукурузы, настолько толстое и высокое, что всадникам понадобилось десять дней, чтобы найти выход. А потом, к слову, сорок моих лучших козлов были потеряны в кукурузе. Как бы я ни искал, я не мог их найти. Они исчезли без следа. В конце лета, когда кукуруза созрела, мои рабочие собрали урожай, и размололи в муку зерно. Булочки были испечены, и я съел одну, все свежее и горячее. И как вы думаете? Изо рта выпрыгнул один козел, а затем второй и третий ... Затем, один за другим вышли все сорок зверей, сильно блеющих. Какими толстыми они стали - каждый больше четырехлетнего быка! "
Когда бай замолчал, даже судья сидел с открытым ртом пораженный его ложью. Но Айна-кизз ни на что не отреагировала, как ожидал бай.
«Сэр, - сказала она, - с такими мудрыми людьми, как вы, ложь может быть поистине грандиозной. Послушайте теперь мой скромный рассказ». И она рассказала свою историю.
«Однажды я посадила хлопковое семя в своем саду. И, знаете ли, на следующий день хлопковый куст вырос прямо до облаков; он отбрасывал тень даже на три дня пути по пескам. Когда хлопок созрел Я взяла, почистила и продала его на рынке. На полученные деньги я купила сорок прекрасных верблюдов и много шелка, погрузила на них шелк и велела моему брату отвезти караван в Самарканд ».
Он пошел в своем лучшем шелковом халате; но у меня не было никаких новостей от него в течение трех лет. Только на днях я услышала, что он был ограблен и убит чернобородым баем. Я потеряла всякую надежду найти злодея, но теперь, случайно, я его обнаружила.
"Это ты, бай, потому что ты носишь лучший шелковый халат моего брата!"
При этих словах улыбки на лицах двух мужчин быстро потускнели. Что должен был сделать судья? Если бы он сказал, что эта история была ужасной ложью, бай потерял бы пятьсот золотых монет; это была ставка. Но если он сказал, что она говорила правду ... это было еще хуже. Она потребовала бы компенсацию за ее брата и, кроме того, за сорок прекрасных верблюдов, загруженных богатыми шелками.
Бай взревел как раненый бык: «Ты лжешь, ты лжешь! Это самая большая ложь, которую я когда-либо слышал! Возьми свои пятьсот танг, возьми мой шелковый халат, только иди и оставь меня в покое».
Айна-Кизз с улыбкой отсчитала монеты, завернула их в халат и пошла домой.
Опасаясь за свою дочь, лесоруб с тревогой ждал у двери, чтобы поприветствовать ее. Как он радостно обнимал ее, что даже не заметил пропавшего мула.
«Отец, я продала нашего мула со всеми бревнами, в точности, как и ты тогда коня».
«О, мой бедный ребенок, - пробормотал он, - жестокий бай обманул и тебя».
«Но я получила справедливую цену за лес», - тихо сказала дочь. И она протянула отцу шелковую одежду.
«Это красивый халат, - сказал он с грустью. «Но что хорошего для меня? Без нашей лошади и мула мы, скорее всего, умрем с голоду».
Вслед за этим Айна-Кизз развернула халат перед изумленным взглядом отца и золотые монеты посыпались на пол. Затем она рассказала ему историю своих приключений в городе. Как он смеялся и плакал по очереди, слушая ее рассказ. Она закончила историю так: «Отец, где богатые хранят свое состояние, а бедные - хитрость. Мудрая голова девушки лучше, чем полный кошелек мужчины».