Относительно недавно, в конце 1989 года, происшествие в Западном Канзасе потрясло привыкших к сенсациям американцев. Владелец одной из ферм в Фоли-крик, 60-летний Джо Берни, почувствовал себя героем фильма ужасов или участником какого-то глупого реалити-шоу. День на ферме начинается рано, и вот в предрассветных сумерках Джо вышел из дома и наткнулся на могильный холм с покосившимся каменным надгробием, не где-нибудь, а прямо у себя во дворе.
От греха подальше фермер вернулся в дом и вызвал полицию. Прибывшие на место происшествия стражи порядка констатировали наличие непонятно откуда взявшегося надгробия. Камень был такой старый, что надпись на нем прочесть не удалось, поэтому определить, откуда неизвестные «шутники» притащили его, оказалось невозможно. В том, что это шутка, хоть и глупая и трудновыполнимая, не сомневались до тех пор, пока не начали срывать могильный холм. Под полуметровым слоем земли обнаружили истлевший гроб с человеческими останками. Для того чтобы извлечь гроб, потребовался экскаватор. После эксгумации неопознанные останки были перевезены за пределы фермерского участка и захоронены в глубокой яме.
При расследовании идею о розыгрыше пришлось отбросить: перенести могильную плиту, хоть на сто километров, и тихо установить на новом месте — это дело трудное, но выполнимое. А вот проникнуть на огороженную территорию на экскаваторе или другой технике, способной переместить целый пласт грунта вместе с костями — задача уже из ряда вон.
Проделать же все это бесшумно и не оставляя никаких следов вряд ли по силам даже Дэвиду Коперфильду. Да и кому и зачем понадобилось такое делать? Вопросов в этой истории куда больше, чем ответов.
Австрийский колдун
Между тем, это далеко не первый подобный случай. Могилы вместе со своими «жильцами» перемещались и раньше, но тогда объяснение было простым и однозначным — это колдовство. Останки в таких случаях сжигали.
В XVI веке в австрийском городе Линце могила бюргера Штетенберга исчезла со своего обычного места и обнаружилась в совершенно другом, о чем была сделана соответствующая запись в архиве местной церкви Святого Фомы. Случай вызвал бурную реакцию среди населения. При большом скоплении народа тело «колдуна» было извлечено из «новой» могилы и немедленно сожжено. Яма, оставшаяся от захоронения, была закидана камнями, а сверху водружен осиновый крест. С тех пор «колдун» Штетенберг местных жителей своими «переездами» не пугал.
В Испании же подобными случаями занималась святая инквизиция. В 1627 году проводилось расследование о тайном перемещении могилы ПедроАсунтоса. Как и в других случаях, могильный камень переместился вместе с останками и большим слоем почвы.
На все воля божия
Подобные казусы случались и с весьма почетными гражданами, которых заподозрить в колдовстве было просто немыслимо. В 1740 году в Германии в окрестностях Равенсбурга пастухами была замечена на берегу реки могила с надгробным камнем, которой раньше там не было. Благодаря хорошо сохранившейся надписи «Здесь покоится Христина Бауэр, прихожанка церкви Равенсбурга» удалось легко установить, откуда появилась эта бродячая могила. Пастухи немедленно известили священника, удивлению которого не было предела: могила Христины Бауэр находилась на видном месте церковного кладбища. При жизни эта прихожанка делала очень щедрые пожертвования и тем обеспечила себе посмертный почет. Между тем, на положенном месте не обнаружили ни камня, ни могильного холма. При многочисленных свидетелях на кладбище были проведены раскопки, но никаких останков на месте захоронения не нашли. Тогда провели раскопки на берегу реки и, к изумлению собравшихся, выкопали гроб с человеческими костями, которые явно находились все это время в земле. Священник не стал бороться с ведьмами, а рассудил, что если высшей силе было угодно переместить кости Христины Бауэр в другое место, то так тому и быть. Истлевший гроб и останки окропили святой водой и оставили под камнем на берегу реки. Местные жители долго обходили это место стороной, пока во время Первой мировой войны злополучная могила не была разрушена.
Чудеса на Глэнсвиллском кладбище
Но самым хорошо освещенным прессой случаем о загадочном перемещении могилы стал случай в Шотландии. Сэр Артур Хейзлем осенью 1928 года оказался проездом в городке Глэнсвилл, где более 60 лет назад был похоронен его родственник Роджер Хейзлем. Сэр Артур намеревался отдать долг памяти и навестить могилу покойного, однако это оказалось не так просто. Место расположения могилы он помнил прекрасно, хотя последний раз был здесь 15 лет назад. В тот день сэру Артуру пришлось усомниться в своей памяти — на месте могилы Роджера был ровный, заросший травой участок.
Кладбищенский сторож не смог прояснить ситуацию, и Хейзлем обратился в городской муниципалитет, где хранилась старая схема кладбища, подтверждавшая, что могила должна находиться именно там, где ее искал сэр Артур.
Тем временем сторож обнаружил надгробие Роджера Хейзлема в шестистах футах от места захоронения. Чтобы разобраться в этой истории, сэр Артур нанял землекопов, и на старом месте захоронения вырыли достаточно глубокую яму... Гроба там не было! Напрашивался вывод, что Роджер Хейзлем вообще никогда не был здесь похоронен, а камень переместили по каким-то непонятным соображениям на другой конец кладбища.
К расследованию этой загадочной истории подключилась родственница сэра Артура, леди Берил, которая специально приехала из Лондона по просьбе своего племянника. Решив идти до конца, сэр Артур велел раскопать место под надгробием. На глубине полутора метров землекопы наткнулись на гроб, который немедленно вскрыли. Сэр Артур был уверен, что к его родственнику эти останки не имеют никакого отношения, но леди Берил настояла на осмотре. По преданию, покойный Роджер носил перстень с монограммами «R» и «Н». Сэр Артур лично спустился в могилу и обнаружил на безымянном пальце скелета именно такой перстень, подтвердивший таким образом, что перед ними останки именно Роджера Хейзлема, которые непостижимым образом переместились вместе с землей и надгробием на новое место.
В порядке вещей
Все эти загадочные истории необъяснимы лишь для цивилизованных европейцев. Некоторые африканские племена и коренные жители Полинезии воспринимают подобные явления как данность и даже научились предпринимать меры по их предотвращению. Жрецы на тихоокеанских островах сразу после похорон обливают свежую могилу древесным соком или обкладывают ракушками, именно для того чтобы могила не «ушла». Примерно так же поступают жрецы культа вуду на Гаити.
Перемещения могил объясняют желанием души покойного переменить место. Чтобы этому воспрепятствовать, на островах Тонго хоронят в одной могиле обязательно двух человек. Местные жители считают, что даже если душе одного человека захочется сменить обстановку, то душа другого непременно помешает, и тогда могила останется на месте. Остается непонятным, почему туземцы считают, что души не смогут договориться и уйти вместе, но, наверное, им виднее — на островах Тонго не испытывают шока от исчезновения могил.