Каждый человек, читавший Евангелие, конечно, помнит историю о Лазаре из Вифании, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти. Покойник уже начал разлагаться, когда Иисус Христос подошел к склепу и повелел отодвинуть камень от его входа. «Лазарь! Иди вон!» - раздались его слова. «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет...» Смерть или летаргический сон?
Как следует воспринимать этот случай? Известный московский экстрасенс В.И. Сафонов рассуждал в свое время таким образом: «Если Иисусу действительно удалось вернуть к жизни труп, то произошла почти мгновенная реакция обратимости биохимических процессов - от распада к восстановлению». Однако и сам Сафонов, и многие его единомышленники все-таки предполагают в данном случае другое: Лазарь не умер, а заснул летаргическим сном.
Случаи воскрешения из мертвых можно найти и в сочинениях античных авторов. Например, Платон рассказывал о смерти молодой девушки, которую, оплаканную близкими, уже собирались опустить в склеп. Но в этот момент из похода вернулся жених покойницы. В сильном душевном волнении он бросился к праху любимой и, царапая себе лицо ногтями, несколько раз выкрикнул ее имя. Каково же было замешательство и даже ужас людей, собравшихся на похороны, когда мертвая девушка открыла глаза, села и протянула руки, чтобы обнять жениха.
Возможно, в обоих случаях громкие слова, обращенные к «мертвецам», вызвали у них такой стресс, что вернули к жизни.
Случай с самоубийцей
Но, оказывается, бывает и так, что воскрешение из мертвых происходит без посторонней помощи, а может быть, несмотря на нее.
Ранней весной 1991 года молодой человек ловил рыбу с набережной Сены на окраине Парижа. Неожиданно в нескольких метрах от него раздался сильный всплеск. Оглянувшись, рыболов увидел пожилую женщину, которая некоторое время пыталась удержаться на поверхности воды, а потом камнем пошла ко дну. Видно, намокшее пальто и сыграло роль камня, ускорив погружение жертвы собственной неловкости или, может быть, самоубийцы. Молодой рыболов и несколько мужчин, находившихся поблизости, не раздумывая, бросились в реку и вскоре вытащили на берег бездыханное тело. Спасатели делали утопленнице искусственное дыхание, потом эстафету перехватили прибывшие медики, однако все их попытки оживить бедняжку ни к чему не привели. Мертвое тело поместили в машину, чтобы отправить в морг. И тут случилось нечто невероятное. «Тело» неожиданно пришло в себя и стало обвинять медиков в том, что они оказали услугу, о которой их никто не просил. Пожилая женщина оказалась самоубийцей.
Раньше медицинская наука утверждала, что если утопленника не удалось оживить в течение шести минут, то реанимационные мероприятия нужно прекращать: в коре головного мозга к этому времени уже происходят необратимые изменения, вызванные отсутствием кислорода. Даже если оживить такого человека, он останется слабоумным инвалидом. Однако случай с самоубийцей-парижанкой говорит о другом, ведь здоровье женщины не пострадало.
Заглянувшие в царство теней
Случилось так, что в одном из городков Норвегии Вегард Слетемунен пяти лет провалился под лед реки. Только через полчаса спасателям удалось обнаружить отнесенное течением тело мальчика и вытащить его на берег. После интенсивного массажа сердца и искусственного дыхания мальчик вздохнул и даже попытался сесть. С тех пор прошло несколько лет. Вегард учится в школе и не отстает от своих сверстников ни в учебе, ни в спорте.
Постепенно медики приходят к выводу, что, если тело находилось в холоде (или в холодной воде), клетки мозга могут существовать без кислорода дольше, чем шесть минут.
Среди людей, заглянувших в глаза смерти и все-таки сумевших выжить, находятся канадцы Эдвард Тед Миллиган и Джин Джобоун. Миллиган находился «за гранью жизни» в течение двух часов, а Джин Джобоун... четыре часа! Этот случай описан в книге Алана Линдсберга и Чарлза Фиоре «По дороге в Ричмонд». Книга выдержала несколько изданий и стала бестселлером не только в США, но и в Европе.
Успех молодых врачей
Случилось так, что морозной январской ночью Джин Джобоун пришлось заночевать у друзей. Однако ей плохо спалось в чужом доме. Не дожидаясь утра и не тревожа хозяев, она потихоньку оделась и вышла на улицу, чтобы идти к себе. Неожиданно Джин почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Только через два с лишним часа, в семь утра, женщину нашли лежащей на улице. Из-за снежных заносов доставить ее в больницу удалось только спустя полтора часа. Сердце Джин уже не билось, а температура тела упала до 25 градусов. На широко раскрытых глазах застыла прозрачная ледяная корочка. Из приемного покоя больницы женщину уже собирались отправить в морг, однако нашлось несколько молодых врачей, которые решили попытаться вернуть ее к жизни. Эти врачи были знакомы с трудами Мартина Немироффа из медицинского центра Мичиганского университета, в которых он утверждает: «Не все люди, испытавшие переохлаждение, посиневшие, бездыханные и мертвые на вид, обязательно мертвы, даже если они пробыли в подобном состоянии более получаса». Около часа медики бились за жизнь Джин Джобоун, и их усилия увенчались успехом.
Рассказ реаниматоров
Однако и это еще не рекорд. Около тридцати лет назад ленинградец Василий Ш., возвращаясь вечером с работы, упал на улице без чувств. Стоял тридцатиградусный мороз. Бездыханное тело Василия, покрытое инеем, утром обнаружили случайные прохожие. После того как реаниматоры сумели вернуть Василия к жизни, корреспонденты ленинградских газет встретились с ними и услышали такой рассказ: «Сначала мы поместили пострадавшего в ванну с теплой водой, затем ввели сердечные и тонизирующие средства, а когда он пришел в себя, положили на кровать, над которой были укреплены мощные согревающие электролампы. Вскоре больной стал чувствовать себя лучше. Сейчас он уже ходит, через некоторое время мы начнем готовить его к выписке».
Врач умер от испуга
Однако, как ни странно, но «из-за потусторонней грани» возвращаются и те люди, тела которых не подвергались переохлаждению.
Летом 1963 года молодую англичанку Элзи Уорринг доставили в больницу без признаков жизни. Врач уверенно констатировал смерть. Однако женщина очнулась в тот момент, когда ее везли в морг.
Годом раньше в нью-йоркском морге патологоанатом, производивший вскрытие, был схвачен за горло ожившим «покойником». Несостоявшийся мертвец жив до сих пор, а врач умер от испуга.