Телекинез

Категория: Страшно интересно, Дата: 10-04-2011, 00:00, Просмотры: 0

Термин «С‚РµР»РµРєРёРЅРµР·» впервые использовал в 1890 году русский исследователь паранормальных явлений А. Н. Аксаков. Автор термина «психокинез» — американский автор и издатель Генри Холт («On the Cosmic Relations», 1914); популяризировал его американский парапсихолог Дж. Райн в 1934 году.

Оба понятия в разное время описывались и другими терминами: «дистанционное воздействие» (англ. distant influencing), «отдаленное влияние мыслью» (англ. remote mental influence), «прямое сознательное намерение» (англ. direct conscious intention), «мысль, управляющая материей» (англ. mind over matter) и т. д.

Первоначально термины теле- и психокинез считались синонимами, но постепенно, по мере того, как появлялись данные о том, что воздействие человеческого сознания на материальные объекты может и не ограничиваться кинетической составляющей, произошло разделение. Психокинез — более общий термин — объединил в себе любые (макро- и микро-) явления, так или иначе связанные с воздействием мысли на материю, включая: телекинез, пиро- и криокинез, аэро- и гидрокинез, биоцелительство, телепортацию, «мыслеграфию» (thoughtography), левитацию и т. д.

В своем отчёте об исследовании феномена телепортации (Teleportation Physics Study, 2003), подготовленного по заказу командования американских ВВС (и проводившихся в Air Force laboratory), физик Эрик Дэвис описывает телекинез как «частный случай психокинеза». В популярной культуре, наоборот, термин телекинез получил наибольшее распространение.

Р?стория феномена

Сторонники реальности телекинеза утверждают, что это явление известно с глубокой древности и упоминается в Библии, в частности в Деяниях апостолов (освобождение Св. Павла и Силы, 16:19-40) Впоследствии в парапсихологии появились предположения, что элементы психокинеза так или иначе могли присутствовать в методиках наложения проклятий, произнесении магических заклинаний и предсказании погоды. В ту же категорию многие включают сглаз.

Массовый характер демонстрации предполагаемого психокинеза приобрели на спиритических сеансах второй половины XIX века, когда в присутствии медиумов, по свидетельствам очевидцев, наблюдались явления левитации и (де)материализации. В то же время появились и так называемые заряженные медиумы («electric people»), которые, если верить очевидцам, заставляли металлическую утварь прилипать к коже, усилием взгляда гнули ложки и т. д. Большую известность приобрел в начале XX века медиум Руди Шнайдер, специализировавшийся на демонстрации явлений, воспринимавшихся очевидцами как психокинез.

Эксперименты Дж. Б. Райна

В тридцатых годах исследование психокинеза стало самой быстро развивающейся областью парапсихологии. Однако в большинстве своём лабораторные опыты приносили противоречивые результаты. В некоторых случаях скептики отмечали изъяны в методологии, в других — прямую фальсификацию. Первым за последовательное изучение психокинеза взялся в 1934 году Джозеф Б. Райн (1895—1980) из Университета Дьюка в Северной Каролине. Первым в поле его наблюдения попал игрок, утверждавший, что способен усилием мысли укладывать игральные кости так, чтобы они выдавали нужные суммы и комбинации. К 1941 году было проведено в общей сложности 651,261 выбрасываний кости. Суммарный результат экспериментов, по утверждениям Райна, свидетельствовал о явлении влияния мысли человека на предметы, вероятность которого исчислялась одним случаем из десяти в сто пятнадцатой степени. Дальнейшие эксперименты Райна были менее успешными. Впоследствии, в комментарии к публикации Райна о проделанной работе его ассистент заметил, что в начале опытов результаты всегда намного лучше, чем в конце, и впоследствии эту тенденцию отмечали все исследователи феномена внечувственного восприятия.

Райн сделал вывод: наблюдаемые им случаи ПК не имеют отношения к физической деятельности мозга и не могут быть объяснены известными законами физики. Кроме того, он предположил, что два феномена — ПК и ESP (внечувственное восприятие) идентичны и в какой-то мере являются продолжениями один другого. Оба они могут регулироваться воздействием наркотиков и гипноза. Райн считал, что феномен духовного целительства, равно как и «народная» магия также являют собой разновидности психокинеза.

До 1940 года феномен ПК, в основном, «наблюдался» на спиритических сеансах в затемнённых комнатах, где было практически невозможно обеспечить строгий научный контроль над происходящим[источник не указан 589 дней]. После Райна эксперименты перешли в лабораторную среду. Исследуемые явления разделились на две категории: макро-ПК и микро-ПК (слабые, не регистрируемые невооружённым глазом эффекты, требующие статистической обработки), причем именно вторая из них оказалась в центре внимания.