Святой Остров, расположенный недалеко от побережья Нортумберленда на северо-востоке Англии, соединен с сушей дамбой, которая возвышается над водой при отливе.
Некогда на острове было англосаксонское поселение. Первым жителем острова, имя которого нам известно, был святой Айдан, но здесь жили люди и до него. Начиная с 8000 г. до н. э. остров был заселен людьми среднекаменной эпохи (мезолита), а с 3000 г. до н. э. — жителями неолита. Во времена римского владычества на острове, вероятно, было поселение бриттов.
Отправленные в ссылку дети Этельфрита, англосаксонского короля Нортумбрии, погибшего в битве, отправились на остров Иона у берегов Шотландии, чтобы получить воспитание у христианских монахов. Среди них был принц Освальд, и результатом его пребывания на Ионе было обращение им в христианство большей части населения Англии. Когда Освальд начал борьбу за возвращение королевства своего отца, делал он это, осеняя себя деревянным крестом. Став королем, Освальд попросил монахов Ионы прислать ему проповедника, чтобы обратить подданных в христианство, и в 635 г. они прислали Айдана. Ему предложили любой край на выбор, где он хотел бы основать монастырь, и Айдан выбрал Линдисфарн (английское название Святого Острова).
Айдан основал монастырь, построил небольшую церковь, рядом появились хижины для жилья и хозяйственные постройки. Оттуда монахи отправлялись в путь, говорили с людьми, проповедовали, пытаясь заинтересовать их своей верой. Способ общения был выработан самим Айданом. Монастырь на острове был исключительно мужской. Это объяснялось тем, что странствовать и вступать в беседы с посторонними людьми было неприлично и небезопасно для женщин. Пробыв епископом шестнадцать лет, Айдан скончался в расположенном поблизости Бамбурге в 651 г. н. э.
Еще одной значительной фигурой на Линдисфарне был святой Кутберт. С 664 по 676 г. Кутберт был настоятелем монастыря Линдисфарна. В 685 г. он принял сан епископа Линдисфарна. Однажды, будучи юношей, он пас на холмах овец. Была ночь, и он увидел таинственный луч света, падающий сверху на землю, а потом возвращающийся вверх, как подумал Кутберт, вместе с человеческой душой, которая возносилась на небо. Это было 31 августа 651 г., в ту ночь, когда умер святой Айдан. Кутберт поверил, что это душа святого совершает свое таинственное и величественное восхождение на небо, и это явилось поворотным моментом в его Жизни. Он отправился в монастырь в Мелроузе, который тоже основал Айдан, и попросил, чтобы его приняли послушником. Тринадцать лет он проходил обучение в монастыре. Он помог основать новый монастырь в Рипоне, вернулся в Мелроуз, чтобы стать настоятелем, а потом перешел в качестве настоятеля в Линдисфарн.
Кутберт был ревностным проповедником и развил в себе мистический дар духовного исцеления, ради которого люди приходили к нему, даже когда он удалился в отшельнический скит. Там в обществе линдисфарнских монахов он и умер 20 марта 687 г. и был похоронен на острове.
Загадочные чудеса исцеления были засвидетельствованы теми, кто навещал его могилу, и монахи Линдисфарна сочли это знаком того, что Кутберт стал святым на небесах. Они просили защиты и благословения у его мощей, и для этого, одиннадцать лет спустя, его тело было вынуто из могилы в годовщину его смерти. Когда гроб открыли, присутствующие увидели, что тело не разложилось — еще один признак святости. Это положило начало культу святого Кутберта и более частым паломничествам на остров.
В 793 г. н. э. монастырь был уничтожен викингами. Монахи увезли оттуда все, что смогли. В 1081 г. обитель была восстановлена норманнами.
После норманнского завоевания монахи-бенедиктинцы решили построить собор в Дареме, чтобы поместить туда мощи святого Кутберта, которые до поры до времени были скрыты от глаз завоевателей в новой раке. И на этот раз на теле святого не было признаков разложения. На протяжении всего средневековья толпы паломников посещали это мистическое место. В эпоху Реформации, когда монастырь был распущен, останки святого Кутберта похоронили в обычной могиле за главным алтарем. К его могиле до сих пор стекаются верующие.