В 1976 году вышла в свет книга доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», в которой он описал свидетельства 150 людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Поражает сходство многих деталей этих описаний. Почти все выжившие говорят о переходе (или перелете) через темный туннель, о том, что видели в конце него свет, о встречах с ангелами или со своими ранее умершими родственниками. Некоторые также утверждали, что видели великолепные города, населенные счастливыми людьми. Все, вернувшиеся «оттуда», утверждали, что «там» гораздо лучше, чем здесь.
Но в редких случаях пациенты рассказывали и о неприятных событиях, произошедших с ними в минуты их «временной» смерти.
Австрийский актер Курд Юргенс пережил клиническую смерть во время операции, которую ему делал знаменитый кардиолог Майкл Дебейки.
-Ощущение хорошего самочувствия, которое я испытал после инъекции пентотала, длилось недолго, — рассказывал Юргенс. — Вскоре появилось чувство, что жизнь уходит из меня. Оно вызвало во мне ужас, который усилился из-за наступившей вдруг темноты и того, что меня завертело и понесло куда-то. Потом я снова увидел нависший надо мной стеклянный купол операционной, только сейчас он был раскаленным докрасна. В нем появились уродливые рожи. Внезапно разразился огненный дождь. Капли были огромные, но, ни одна не коснулась меня. Они падали вокруг, вздымая языки пламени. Вскоре огонь бушевал повсюду, и в нем носились чудовищные твари... В тот миг я понял, что меня окружают страшные повелители этого огненного мира. Я был в отчаянии. Меня мучила боль, я задыхался. Я понимал, что попал в ад...
НА БЕРЕГАХ ПЫЛАЮЩЕГО ОЗЕРА
Р. Моуди в первой редакции своей книги ничего не пишет о таких переживаниях. Лишь во втором, дополненном издании он кратко упоминает о них в связи с реанимацией самоубийц. Более основательно затрагивает эту тему реаниматолог из штата Теннеси (США) Морис Роулингс в книге «За дверью смерти» (1978). Роулингс описал несколько десятков таких эпизодов.
Одного из пациентов, Дж. Р., выводили из комы три часа. Он то оживал, то вновь умирал. Врачи применяли электрошок — процедуру очень болезненную, во время которой пациенты обычно умоляют оставить их в покое. Но Дж. Р буквально кричал: «Продолжайте, доктор, продолжайте, ради Христа, я не хочу больше в этот ад!» Позже, придя в себя, он рассказал, что очутился в темной местности, в толпе, молча стоявшей на берегу огромного озера. Вместо воды там пылал голубоватый огонь. Людей здесь было огромное количество — и все с хмурыми, изможденными лицами. Появление Дж. Р. никого не заинтересовало, народ смотрел на огненный шквал. Жара стояла как в топке. Кожа Дж. Р. тлела и пузырилась, а вокруг не было ни капли воды. Неожиданно над толпой появилась светящаяся фигура, в которой Дж. Р. узнал Иисуса Христа. Он мысленно воззвал к Богу, умоляя помочь вырваться отсюда. Вероятно, просьба была услышана, поскольку Дж. Р. вернулся к жизни.
На третий день пациент начисто забыл обо всем, что он пережил. Свою клиническую смерть он воспринимал как глубокий обморок, забытье. Роулингс полагает, что воспоминания все же остались у пациента, но ушли в подсознание. Впоследствии это на нем отразилось: Дж. Р., который никогда не был верующим, превратился в образцового христианина, к немалому удивлению близких.
«ВОЗВРАЩАЙСЯ И ЖИВИ ИНАЧЕ!»
То, что посмертный опыт так быстро забывается человеком, а потом личность обращается к религии, характерно для подавляющего большинства переживших клиническую смерть, при этом неважно, в раю или в аду побывал умерший. В своей книге Роулингс описывает случай с инженером Хиллари, который упал в реку с высокого моста и почти 40 минут провел под водой. Вытащившие его люди вызвали реанимобиль скорее для очистки совести. Однако в машине, во время реанимационных мероприятий, Хиллари неожиданно для всех очнулся. Первыми его словами были: «Господи, прости мне мое неверие!» Позже пациент поведал доктору, что пролетел сквозь какой-то черный туннель и попал в поистине жуткое место. Это было что-то вроде огромной темной пещеры, наполненной змеями. Они ползали по своей жертве, обвивались вокруг нее, сдавливали грудь и шею, впивались в тело, причиняя невыносимую боль. Помимо змей, в пещере ощущалось еще чье-то присутствие. В темноте мученик не видел, чье, но одна мысль об этом внушала ему настоящий ужас. И вдруг, в разгар кошмара, он увидел над собой вспышку света и услышал голос: «Возвращайся и живи иначе!» Чьи-то невидимые руки подняли страдальца и отцепили от него змей. Последнее, что услышал Хиллари — это злобное шипение пещерных тварей, не желавших расставаться с добычей. Вернувшись к жизни, он вначале увидел себя, лежащего в реанимационной машине, а затем все вокруг завертелось, и инженер оказался в своем теле.
Спустя трое суток Хиллари, как и остальные, побывавшие в аду, начисто забыл свой опыт смерти и впоследствии стал глубоко верующим человеком.
БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ УГОТОВАН АД?
Надо признать, что сообщений о подобных посмертных неприятностях встречается не очень много. Врач-кардиолог Д. Осман, проведший несколько тысяч операций в Индии и США, в своей недавней статье (2009) рассказывает всего об одном таком «темном» случае, которому он лично был свидетелем.
Доктор Осман относится к тем ученым, которые не верят в существование «того света». Все, что чувствует человек в состоянии клинической смерти, кардиолог объясняет болезненным бредом, галлюцинациями или физиологическими изменениями в головном мозге, связанными с прекращением поступления в него кислорода. Однако Д. Осман все же выделяет 11 эпизодов, которые произвели на него сильное впечатление — объяснение им он не нашел. Это, в частности, два случая со слепыми от рождения людьми. Придя в себя, они детально описали события в операционной, происходившие во время их реанимации. А один случай связан с женщиной из Нью-Йорка, уроженкой Италии. После операции, едва очнувшись, она впала в сильнейшую истерику. Пациентка уверяла, что побывала в аду, где чуть не утонула в целом море червей. Они проникали во все отверстия ее тела и ползали по внутренностям, вызывая сильнейшую боль. Среди них были и змеи, головы которых походили на фаллосы. Одна из змей, проникнув в ее желудок, изрыгала там яд, который прожигал тело насквозь. Чтобы успокоить больную, пришлось применить гипнотерапию. В состоянии глубокого гипноза женщина поведала врачам то же самое, причем дала такое детальное натуралистическое описание, что невозможно было усомниться в правдивости ее слов.
«Уверен, что неприятный посмертный опыт не менее, а, скорее всего, даже гораздо более част, чем приятный, — подытоживает доктор Роулингс свои исследования. — Именно его переживают те, кто вышел из клинической смерти, ничего не помня, ведь неприятный опыт, будучи слишком болезнен и непереносим для человека, сразу по его возвращении сюда вытесняется из сознательной памяти в подсознание».
Многие оккультисты выразили решительное несогласие с такой точкой зрения. Ведь это означает, что большинство людей, умерев, попадают в ад! Гораздо правильнее будет предположить, что души тех, кто ничего не запомнил, просто не покидали тело. Это согласуется и с религиозными постулатами, по которым душа после смерти не сразу расстается с телом, а какое-то время (иногда до нескольких дней) остается в нем. Сторонники учения о реинкарнации вообще считают, что души людей во время клинической смерти уже находятся в некоем новом теле — теле нерожденного младенца. Еще пребывающего в утробе матери, то есть в полной темноте. А значит, и вспоминать им практически не о чем.