РОМУЛ И РЕМ
Самая древняя известная история о воспитании детей волчицей несомненно касается основания Рима. Миф нам напоминает, что король Амулиус, узнав о таинственной беременности своей племянницы, запер ее и приказал, чтобы ее детей, близнецов Ромула и Рема, сразу после рождения бросили в Тибр. Новорожденные умерли бы от голода и холода, если бы не провиденческое вмешательство волчицы, которая их вскормила. Чуть позднее пастух Фаустула принял двух близнецов и воспитал как своих собственных детей. Результат известен каждому - Ромул основывает Рим, а волчица, вскормившая близнецов, стала эмблемой столицы Италии.
В НЕМЕЦКИХ ЛЕСАХ
Сделаем скачок во времени и, оставаясь в Европе, отправимся на встречу с первым ребенком-волком из Виттерави, найденным в 1544 году в лесу Хардт в Баварии. Когда его поймали, ему не было и 12 лет. В том же году среди стаи волков был обнаружен другой ребенок. Он перемещался на руках и ногах, как на четырех лапах и надо было привязывать к его ногам кусочки дерева, чтобы заставить его держаться прямо. Согласно историку Филиппу Камерариусу, этот мальчик в возрасте 3 лет был похищен волками, которые были так привязаны к нему, что отдавали ему лучшие куски своей добычи, тренировали его до такой степени, что он мог бегать крупной рысью и делать большие прыжки. Они заботились о его безопасности, сделали большую нору, чтобы он мог укрыться ночью. Они спали вокруг него, чтобы укрыть его от холода. Генри де Гессе, как назвали этого мальчика, был принят при дворе Лэндгрейв, где он очень быстро заметил, что человек человеку - волк. Но только научившись говорить, однажды он заявил, что скорее предпочел бы вернуться к волкам, чем жить среди людей.
ДИКИЕ ДЕТИ В ИНДИИ
Изменим место и эпоху, чтобы оказаться в Индии в XIX веке. Один журнал сообщает об истории с маленьким мальчиком, который, потерявшись в младенчестве, был принят стаей волков. Когда его поймали, он резвился в лесах в компании своей приемной семьи. Возвращенный в свою настоящую семью, он продолжал вести себя как волк (рычал и показывал зубы, когда к нему приближались, кричал все ночи). Очень скоро он умер из-за недостатка заботы о нем. Также в Индии в 1843 году у входа в логово волков был найден другой ребенок-волк. Никогда не удавалось заставить его съесть хотя бы кусочек цивилизованной приготовленной пищи, так же как и никогда не удавалось научить его говорить - единственные звуки, которые он издавал, были глухими рычаниями. Он постоянно стремился убежать, что ему и удалось в 1851 году. Исчезнув в джунглях Бхандапура, он больше не возвращался.
КАМАЛА И АМАЛА
В начале XX века, точнее - в 1920 году, преподобный Джозеф Сингх записывает в своем дневнике самые поразительные и самые сложные истории про детей-волков - про Камалу и Амалу. Его дневник содержит замечательную информацию. В этой истории, которая также произошла в Индии, преподобный был больше, чем простым свидетелем, но также и главным действующим лицом. В деревне Годамури, выбранной как этап миссионерской деятельности преподобного, он обнаружил существование демонических духов, полулюдей, полузверей, которые ночью кружили возле деревни. Преподобный решил стать известным, благодаря этой истории, которая произошла 9 октября 1920 года в ближайшем лесу, где он оказался с друзьями-англичанами и жителем деревни по имени Чуна. Начинался вечер, когда преподобный Сингх и его друзья присутствовали при фантастической сцене. Они находились возле логова волков с норами на разных уровнях, ожидая, когда животные будут выходить из них. Сначала появился один взрослый волк, затем другой и третий. После двух волчат появились два странных уродливых существа, чьи тела, руки и ноги напоминали человеческие, за исключением головы, представляющей собой большой шар или круглую массу, покрывающую плечи и верхнюю часть груди. Они стояли на четырех конечностях, и глаза у них были блестящие, взгляд пронизывающий и острый, непохожий на человеческий. Друзья преподобного уже зарядили карабины и приготовились стрелять, но Сингх, благодаря подзорной трубе, разглядел, что это человеческие дети. На следующий день они снова наблюдали за зверями. Преподобный считал, что нужно освободить детей. Но когда он захотел получить помощь от жителей деревни, то получил отказ. Деревенские жители были слишком напуганы, чтобы помешать духам, способным наводить порчу. И тогда преподобный решил искать помощь за пределами деревни. Оказавшись в другой деревне, он уговорил несколько жителей провести земляные работы, не сообщая им, каких монстров им предстояло открыть.
Прибыв на место 17 октября, маленькая команда сразу же приступила к работе. Сингх руководил работами по рытью, а его друзья готовились разжечь костер возле логова волков. С первыми ударами лопаты волк вышел из норы, чтобы скорее убежать. Затем вышел второй, но третий, как только вышел, повернулся мордой к людям, чтобы сразиться с ними. Этот обезумевший волк отчаянно пытался обратить в бегство преследователей, издавая пронзительные крики. Он разрывал лапами землю, яростно скрипел зубами. Но все было напрасно, и животное упало на землю, изрешеченное пулями. Сингх понял, что это была мать-волчица. Он был восхищен самоотверженностью этой волчицы, которая пожертвовала собой ради спасения детей, среди которых были два человеческих ребенка. Очень скоро показалась центральная впадина логова. В глубине норы находились два волчонка и два ребенка. Все четверо цеплялись друг за друга, образуя странный шар. Люди стремились их разъединить, но два монстра были особенно агрессивными. Наконец, после того как на существ набросили тряпки, их захватили. И деревенские жители вернулись в свою деревню с вознаграждением и волчатами в качестве приза. А преподобный, конечно, позаботился о двух детях. Это были маленькие девочки, старшей не было и 8 лет.
Сингх доверил малышей семье Чуна в Годамури. Он отсутствовал пять дней. По возвращении его ожидало грустное зрелище. Чуна и его семья, терроризируемые детьми, покинули свое жилище. Остальных жителей деревни также было очень мало, т.к. они испугались детей-волков. И это произошло, несмотря на то, что Сингх нашел двух девочек в весьма плачевном состоянии. Они были заперты во дворе фермы Чуна, спали в собственном загончике, страдая от голода, жажды и страха. Сингх появился, чтобы их спасти. 28 октября он привез девочек в Миднапур, где они были до 4 ноября. А затем он определил их в приют для сирот, где их приняли, как обыкновенных брошенных детей. Сингх не раскрыл драматическую историю их нахождения. Более того, ничего подобного и представить было невозможно из-за крайне истощенного состояния, в котором пребывали девочки. Им дали имена Камала для старшей и Амала для младшей. Эти два ребенка, несомненно брошенные в младенческом возрасте, с трудом приспосабливались к новому существованию. Амала умерла через год, а Камала прожила 9 лет. В конце жизни она могла стоять прямо, и ее словарный запас составлял 30 слов. Душераздирающая история Камалы и Амалы заставила глубоко задуматься о том, следует ли извлекать диких детей из их естественного места обитания. Поступая таким образом, их лишают привязанности, любви их приемных родителей, но также, несомненно, лишают контакта с природой. Случаи с детьми-волками также заставляют нас размышлять и об эволюции человека или, скорее, его инволюции. Действительно, как было замечено, если человека в очень юном возрасте поместить в совсем другую среду, лишенную всех условий цивилизации, он перестает быть человеком и становится субъектом, с того времени низведенным до уровня животного, вроде обезьяноподобных. Причем до такой степени, что можно поставить вопрос об их настоящем месте среди наших предполагаемых предков (Homo Habilis, Homo Erectus), которые могли быть наоборот дегенеративными потомками Homo Sapiens.