Загадка Барбадоса
Одним из мест, где была зафиксирована целая череда подобных передвижений, стала семейная гробница семьи Чейзов на острове Барбадос в Карибском море. В начале XIX века глава семьи Томас Чейз соорудил на острове солидную усыпальницу, облицованную камнем и покрытую плитой голубого девонширского мрамора. Долго этому сооружению пустовать не пришлось: в 1807 году в склеп внесли гроб с телом миссис Томасины Годдард, приходившейся Чейзам родственницей. Через год за ней последовала двухлетняя Мэри Энн Чейз, а еще через четыре года ее старшая сестра Доркас — обе дочери Томаса Чейза. Спустя месяц после последних похорон скончался и сам Томас Чейз, который слыл жестоким самодуром, вызывавшим ненависть всего острова. Когда могильщики вскрыли склеп, то увидели невероятную картину — тяжелые свинцовые гробы были разбросаны по всему помещению. Подозрение пало на чернокожих рабов, осквернивших гробницу из ненависти к хозяину. В склепе был наведен порядок, гроб с телом Чейза помещен на предназначенное ему место.
В 1816 году во время следующих похорон история повторилась — гроб с телом Чейза был отброшен в дальний угол, да и остальные гробы сдвинуты со своих мест.-Тщательно проведенный осмотр не выявил наличия потайных ходов и следов несанкционированного вскрытия гробницы.
Следующие похороны в семье Чейзов вызвали нездоровый ажиотаж публики — толпа любопытных последовала на кладбище. Их ожидания не были обмануты — гробы снова были разбросаны по сторонам. В 1819 году, когда хоронили миссис Томасину Кларк, на церемонии присутствовал даже губернатор лорд Комбермер, который как официальное лицо засвидетельствовал очередной разгром в гробнице. На этот раз после наведения порядка были предприняты все меры, чтобы поймать неуемных злоумышленников, хотя все меньше верилось, что тут не замешаны потусторонние силы. Вокруг тяжелых свинцовых гробов, для перемещения которых требовались усилия шести человек, был рассыпан слой песка, чтобы запечатлеть возможные следы. Входную плиту запечатали цементом, на котором несколько видных горожан оставили свои тайные знаки. Лорд Комбермер не стал дожидаться следующих похорон, по его приказу гробницу вскрыли 18 апреля 1820 года. Никаких следов на песке, нетронутые печати на цементе, отсутствие следов влаги или трещин в каменных стенах исключали все возможные предположения об естественных причинах грободвижений, тем не менее, все гробы снова были передвинуты. Вскоре за этим последовал приказ губернатора о захоронении гробов в разных местах, с тех пор семейный склеп Чейзов стоит пустой вот уже два столетия.
А все-таки они двигаются
История барбадосских гробов не единственная — в 1844 году подобный случай был зафиксирован в Эстонии. На кладбище возле Аренсбурга стали происходить непонятные вещи — проезжающие по дороге неоднократно слышали стоны, грохот и другие пугающие звуки со стороны погоста. Источником этих явлений был признан склеп Бунсгевденов. Во время очередных похорон фамильный склеп вскрыли и обнаружили, что все гробы разбросаны, а некоторые даже лежат друг на друге. Лишь три гроба, из них два детских, оказались на своих местах. Родственники пожаловались местному правителю барону Гольденштюббе. Для наведения порядка был обследован склеп, и с разрешения местного епископа вскрыты "беспокойные" гробы. Примечательно, что тела лежали в обычных для покойников позах, никаких признаков того, что кого-то похоронили заживо, обнаружено не было.
После приведения усыпальницы в порядок пол засыпали слоем древесного пепла и гробницу опечатали. Барон пошел дальше — около склепа был установлен круглосуточный караул. Тем не менее, через три дня в склепе при полной его неприкосновенности снаружи был снова обнаружен беспорядок. Солдаты, стоявшие на карауле, в один голос утверждали, что никаких посторонних звуков из склепа не доносилось. Значит, кто-то абсолютно бесшумно переместил неподъемные гробы! Леденящие кровь подробности передавали из уст в уста: один из гробов найден на ступеньках, а другой приоткрыт и из него высовывалась рука с поднятым вверх указательным пальцем. После этого тела всех Бунсгевденов были преданы земле по отдельности друг от друга, и на кладбище наступил долгожданный покой.
Целую подборку подобных историй опубликовал в 1907 году английский писатель, ученый и исследователь аномальных явлений Э. Ленг. Местами произвольных перемещений гробов стали склеп в деревеньке Стентон, графство Суффолк, в 1760-м, склеп на кладбище деревни Гретфорд, графство Линкольншир, в 1845 году и подземный склеп церкви в Борли, в 60 милях южнее Лондона, в 1880 году. Статья Ленга, опубликованная в журнале «Фольклор», вызвала неоднозначную реакцию у его современников, но сегодня она может стать неоценимым источником материалов по этому вопросу.
Вопреки здравому смыслу
Исследователи паранормальных явлений продолжают биться над загадкой «самодвижущихся» гробов, но пока ни одна из версий не может объяснить всех странностей. Чаще всего к каждому случаю применялся индивидуальный подход: в деле семейства Чейзов упор делали на жестокость плантатора и желание чернокожих рабов отомстить за свои мучения. В связи с этим было выдвинуто предположение, что кто-то из них воспользовался магией вуду, чтобы «навести порядок» в склепе. Но тогда пришлось бы признать, что Англия в XIX веке была прямо- таки прибежищем вудуистов, а уж в Эстонии чернокожему колдуну вуду трудно было бы остаться незамеченным. Тщательные исследования гробниц на наличие следов деятельности людей, стихий или каких-либо факторов извне, сводит все связанные с этим версии на нет. Версия же о тропических грибах-дождевиках, способных разрушать каменные мостовые и «похозяйничавших» в барбадосской гробнице, вообще не выдерживает никакой критики.
Некоторый свет на загадочные явления могли бы пролить медиумы. Одна из таких личностей действительно побывала на Барбадосе в 2005 году. Пэм Уилсон из Англии утверждает, что даже спустя почти два столетия энергетическая атмосфера склепа остается очень негативной. Медиум даже отказалась проходить внутрь. Ее спутник Саймон Проберт пожелал сфотографироваться у входа в гробницу, но когда пленку проявили, этот кадр оказался размытым, а после компьютерной обработки изображения на снимке появилось костлявое лицо, заслоняющее собой силуэт Саймона.
Недостаток информации о людях, захороненных в таких аномальных склепах, не дает возможности обобщить и качественно проанализировать имеющийся материал. Но в двух из описанных случаев есть сходные обстоятельства: один из Бунсгевденов застрелился, а обстоятельства смерти миссис Томасины Годдард и старшей дочери Томаса Чейза также наводят на мысли о самоубийстве. По некоторым сведениям, отец Доркис принудил ее к сожительству и тем самым довел до самоубийства. Ведь неспроста все «безобразия» начались именно после смерти Доркис. Могилы самоубийц всегда пользовались дурной славой, часто их даже вынуждены были хоронить за оградой кладбищ, чтобы не смущать покой «правильных» покойников. Возможно, это могло бы стать той зацепкой, которая позволила бы распутать этот клубок загадок.