Что означает и откуда взялся этот символ? Крест, главный символ христианства, имеет корни в древнейшей истории человечества, где теряется родословная многих народов.
Задолго до Голгофы, мученической смерти Спасителя и даже до возникновения его учения крест выступал и в роли оберега, и как важнейший философский образ.
Существует огромное количество модификаций креста, но наиболее распространенными, пожалуй, являются три. Первый тип креста больше всего напоминает букву «Т» (греческую «тау»).
Второй тип также представлен тау-крестом, только сверху он увенчан петлей.
Это древний египетский символ жизни, именуемый «анкх». Связь с жизнью объясняют тем, что древние египтяне для замера воды в Ниле пользовались инструментом, напоминающим анкх. В папирусе встречается изображение фараона, держащего такой крест во рту во время прощения врагов. Анкх также клался в гробницу правителей, что означало бессмертие души.
Некоторые исследователи возводят истории о золотом ключе от рая, который держит апостол Петр, именно к этому символу. Только у апостола в петельку над перекладиной вписан еще один, маленький, крестик.
Третьей формой креста является знакомый нам крест, который ассоциируется с распятием Иисуса. Впрочем, и у него существуют свои разновидности. Например, у восьмиконечного православного креста нижняя крестовина, означающая опору для ног, может быть как прямой, так и скошенной. Символом ожидаемого Царства Божьего служит увенчанный крестом шар (символ земного шара и совершенства). В шаре или под шаром изображались священные горы и полумесяц, также олицетворявший в раннем христианстве Царство Божье. На католических изображениях крест нередко как бы вырастает из сердца, пылающего огнем милосердия.
Небо и Земля Крест как символ возник гораздо раньше христианской веры. Христианские монахи-миссионеры, побывав в разных странах, были потрясены, когда нашли очень древние изображения креста. В древнеегипетских, финикийских, вавилонских и греческих храмах языческие божества изображались с крестами на груди, на шее, в руках. Зевс восседал на троне в богатой одежде, расшитой крестами. Шкура священного быка Аписа в египетском храме состояла из сплошной сети крестиков. Откуда все это взялось? Еще в эпоху палеолита люди схематически изображали крестом летящую в небе птицу. В ассирийской клинописи небо так и изображалось – знаком креста. Мифы многих народов уподобляли небесной птице само Солнце – символ бессмертия и вечности. Таким образом, часто встречающиеся на древних лодках, топорах и камнях изображения диска с крестом было, по всей вероятности, символом карающего и милующего Неба. Тибетцы и по сей день изображают небо в форме креста. Для каббалистов крест-тау (иначе «тав») тоже означает Небо.
Кроме того, у многих народов еще в палеолите крест обозначал четыре стороны света. Палеолитическое ожерелье с подвеской в виде креста, стилизованного под изображение птицы, было найдено на острове Мальта. Крест-птица в этом случае символизировал четыре стороны земного мира; огненная птица – бог преисподней – поднималась в небо.
Эмблема бога Земли в виде креста подразумевала, что он является господином всей Земли. У этрусков при закладке города или дома жрец выполнял ритуал, намечая на земле крест, ориентированный по сторонам света. Этот ритуал перешел и к древним римлянам. Знак креста – эмблема божества Земли – был адресован грозному богу, чтобы обеспечить его благосклонность к сооружаемым на Земле постройкам.
Через тысячелетия проходит символ «крест в круге» или «диск с крестом», выражающий связь богини неба и бога земли.
Индусы, как и христиане, строят свои храмы на крестообразной основе. Они верят в первочеловека Пурушу, который, раскинув руки, принес себя в жертву еще до существования миров нашей реальности. Из энергетического тела Пуруши родились Небо, Земля, человечество. Он – жертва и жрец одновременно.
Индийская легенда перекликается с представлениями персов. Согласно персидской мифологии, бог Митра был приговорен к смерти через распятие и восстал из мертвых 25 марта. Этот день отмечался проведением мистерии, во время которой кажущегося мертвым юного бога (вернее, молодого человека, исполняющего эту роль) как бы возвращали к жизни. После чего жрецы кричали: «Возрадуйтесь! Наш Бог восстал. Его смерть и страдания дают нам спасение!» Крест Кецалькоатля Использование креста как религиозного символа у нехристианских народов было универсальной формой поклонения природе. Особенно наглядно это предстает в верованиях и образности американских индейцев.
Ацтекская богиня дождя держит в руке крест, а тольтеки утверждают, что их божество Кецалькоатль учил их знаку и ритуалам креста, и поэтому его жезл напоминает епископский посох, а мантия расшита красными крестами.
Известно, что Кецалькоатль, бог ветра и солнца, чтимый в Центральной Америке, окружен особой таинственностью. Его имя переводится как «пернатый змей» или «драгоценный близнец». Кецалькоатлю приписываются функции бога-творца, владыки стихий, покровителя жречества, науки и культуры. Кецалькоатль имел множество ипостасей. Первые его изображения, по самым скромным подсчетам, можно отнести к восьмому веку до новой эры. Его представляют как создателя и учителя людей: именно он научил человечество полезным навыкам: сеять маис, следить за движением звезд, вычислять даты по календарю, строить дома, находить и обрабатывать драгоценные камни.
Он же установил жертвоприношения, посты и молитвы.
Согласно верованиям индейцев, Кецалькоатль вышел из моря, принеся с собой крест. Этот крест стал священным символом у майя. По их поверьям, благие небесные духи имеют на лбу нарисованные кресты. Такие же кресты наносили себе на веки посвященные жрецы во время мистерий (интересно, что аналогичный Т-образный крест был начертан на лбу у каждого участника мистерий Митры).
Разлучило индейцев с Кецалькоатлем несчастье. Поддавшись искушению сил зла, бог-наставник нарушил собственные запреты. После чего, по преданиям, он обрек себя на добровольное изгнание, скрывшись за океаном на Востоке, но при этом пообещав вернуться в неопределенном будущем и спасти верных ему людей.
1519 год, когда завоеватель Эрнан Кортес прибыл на восточное побережье Мексики, был по индейскому календарю посвящен Кецалькоатлю, которого часто изображали бородатым. Поэтому индейцы, узнав, что на их побережье высадились прибывшие со стороны моря бородатые люди и несут с собой крест, высыпали им на встречу в твердой уверенности, что Кортес и есть Кецалькоатль, исполнивший свое обещание вернуться.
Чтили крест и инки. Испанцы, грабившие исконные территории индейцев, вывезли у них крест, сделанный из единого куска яшмы в три четверти локтя в длину и в три пальца толщиной. Украсив трофей золотом и драгоценностями, они поместили его в кафедральном соборе перуанского города Куско.
Распятое Солнце Объяснить поклонение символу креста в дохристианские времена и у нехристианских народов можно только одним образом: некогда все они имели общий источник знаний и почву для контактов.
Многие народы древнего мира широко использовали в своей традиции влияние астрономических явлений. Можно почти с уверенностью сказать, что греки, персы и индусы смотрели на крест как на символ равноденствия и солнцестояния.
В основе этого лежала вера в то, что в определенное время года солнце символически распиналось на небесах.
Если вспомнить, что индийский ученый и жрец Гангадхар Тилак убедительно доказал в середине прошлого века арктическую теорию происхождения человека из зоны Приполярья, то это многое объясняет. На Крайнем Севере солнце на короткий промежуток именно зависает на какое-то время над головой. Оно как бы распято.
Впрочем, есть и альтернативная теория, утверждающая, что поклонение кресту связано с восхождением на небо созвездия Южный Крест. Его появление на небосводе предшествовало ежегодным дождям. Так как урожаи, а следовательно, и жизнь в древности зависели от дождей, то наши предки рассматривали крест как предвестие важного для них события.
По представлениям древних, солнечная система находится в сердце Божественного Человека на небе. Отсюда катастрофа нашей солнечной системы, эклиптика которой разделила небесный экватор, пронзив сердце Божественного Человека.
Эклиптика и экватор не совпали, а образовали крест, на котором и был распят в пространстве Божественный Человек. Эта идея была знакома индусам и Платону.
Как уже отмечалось, некоторые языческие мистерии включали в церемонию инициации распятие кандидата на кресте или положение его тела на крестообразный алтарь. В Египте кандидат в посвященные проходил тяжкие испытания.
Он должен был висеть на кресте до потери сознания, после чего его помещали в гробницу на три дня. Считалось, что, пока его тело было без сознания, душа пыталась найти путь в обитель бессмертных. После ее победы над смертью (осознания того, что жизнь вечна) душа возвращалась в тело, и неофит поднимался из гроба. Его радостно приветствовали жрецы, которые считали, что он вернулся из страны мертвых.
Таким образом, крест – не только принятый у христиан символ мученичества Богочеловека, но и олицетворение духовной сущности человека, распятого в физическом теле. Современные эзотерики трактуют горизонталь как направление материи, а вертикаль – как направление духа; крест, образующийся при их пересечении – синтез обоих.
Божественный огонь Но и это еще не все. Крест – два деревянных бруска, сложенных крест-накрест, – был именно тем инструментом, с помощью которого древний человек добывал огонь. Это было всякий раз воскрешающее чудо – тепло, свет, горячая пища.
Крестообразный знак стали почитать символом небесного огня и помещать на домашней утвари, одежде, украшениях – люди считали, что он предохраняет от злых духов.
И вряд ли можно считать случайным сходство звучания имени Христа и названия креста. Хотя слово «крест» и произошло не от имени Христос, оно также несет светоносный смысл, имея аналогии во многих языках мира. Его можно сопоставить с древнерусскими «крес» – оживание (сравните: воскреснуть), «кресиво» (огниво) и «кресать» (высекать огонь); со словенским «кресити» (сверкать, оживлять) и со многими другими словами, смысл которых связан с воскрешением и рождением огня. Но ведь воскресший Иисус и есть Свет от Света, Огонь Любви и Милосердия.
* * *
Христиане приняли крест как символ светоносной веры: с четвертого века нашей эры после распятия Христа крест появляется в церквях и соборах, на перекрестках дорог, на одежде священнослужителей. Из позорного орудия смерти разбойников и мятежников крест, освященный кровью Христовой, пронесший через тысячелетия символику небесного света, стал основным символом христианской религии.
Елена ГИМАДИЕВА