Раньше спиритические сеансы проходили так: группа жаждущих получить послание с того света садилась за стол, на котором вертелась тарелка. На тарелке была отметка, периодически останавливающаяся около букв. Из оных букв складывали слова.
Или же медиум зажигал свечи и пялился в хрустальный шар до помутнения в глазах, пока ему не начинали мерещиться призраки.
Но вот наступил двадцатый век, эра научно-технической революции. Дедовские способы начали казаться медиумам слишком примитивными и архаичными. Пришла пора разрабатывать технические средства для установки связи с загробным миром.
Так вот, спиритизм с помощью технических приспособлений назвали красивым термином "транскоммуникация". Для начала — немного истории.
Известно, радио изобрели Тесла, а затем и Маркони. Попов — тоже, но на самом деле он хотел изобрести вовсе не радио, а средство связи с духами умерших. В конце 19-го и начале 20-го столетий спиритизм был одним из самых популярных светских развлечений в России.
В 1920-м году Томас Эдисон высказался, мол, если личность человека существует после смерти, то неплохо бы найти способ устанавливать контакты с умершими с помощью приборов.
Это тот самый Эдисон, который яростно спорил с Теслой и даже убил переменным током собаку, чтобы показать общественности свою правоту. Интересно, он не боялся, что после изобретения прибора-медиума придётся контактировать и с духом невинно убиенной собаки?
Аналогичные воззрения по поводу необходимости создания технических средств высказала и Елена Рерих. Но тут есть маленькая неувязочка. Рерихи и их последователи верили в переселение душ.
С кем же связываться в загробном мире, если души снова возрождаются, возвращаются обратно на грешную землю?
Технические средства всё же появились. Вернее, медиумы попытались использовать в качестве таковых бытовые приборы: телевизоры и видеокамеры. Делается это примерно так. Включается телевизор, но не настраивается на какой-либо канал. Просто отображает на экране "белый шум", "мухи" пустого эфира. И его шипение, соответственно. Напротив экрана ставится видеокамера, которая подключается к аналоговому входу всё того же телевизора.
Она, камера, ловит своим объективом вышеуказанный шум и транслирует обратно на экран. Ловит транслируемое — и отправляет туда же. По принципу двух зеркал, установленных друг против друга. Это называется бесконечная рекурсия.
Медиум (или как там он себя называет) записывает результат на плёнку, а потом просматривает и выискивает образы призраков, попавших в ловушку рекурсии. Ну и, конечно, слушает, что они ему сообщили, если их голоса прорвались сквозь эфирный шум.
Если побродить по всемирной паутине, то на сайтах с сомнительной репутацией можно отыскать много отчётов об успешных спиритических сеансах по методике транскоммуникации. Мол, в телевизоре появились умершие и что-то рассказали. Иногда голоса слышатся по радио, если приёмник не настроен на какую-либо станцию. Как и мечтал когда-то Попов.
Однако вот что удивительно: в эпоху цифровой техники почему-то никто не выложил видео или аудио с посланием с того света. Да ещё такое, чтобы выглядело достоверно, потому что специалисты определят наличие монтажа моментально.
Кроме того, никто не получил из потустороннего мира ни e-mail, ни SMS. Ни один покойник не пришёл общаться в чат или клиент мгновенных сообщений. Не показался в каком-нибудь Skype. Странно, не так ли? При таком-то развитии средств коммуникации.
Впрочем, выводы делать за вас никто не станет. И никто не может запретить вам проводить эксперименты. Авось сможете пообщаться с духом Наполеона и получить от него информацию.
Её - информацию - потом непременно задокументируют — и подошьют к истории болезни.