Электронный голосовой феномен (ЭГФ, Electronic Voice Phenomenon, EVP) — самопроизвольное либо умышленно инициированное проявление на записывающей и передающей технике (магнитофоны, радио, телевизоры, телефоны, специально предназначенные устройства) голосов и иных звуков из неведомых разумных источников, нередко обозначивающих себя покойными людьми. Порой Электронный голосовой феномен или ЭГФ именуют попросту «Белый шум», однако это не совсем корректно.
В 50-х годах XX века два католических священника (отец Джемели и Эрнетти), проводили изыскания в области музыки. Эрнетти являлся признанным ученым, физиком и мыслителем, а ещё ценителем музыки. Джемели являлся руководителем Папской Академии. 15 сентября 1952 года, во время записи грегорианских песнопений, пленка в магнитофоне святых отцов часто разрывалась. Выйдя из себя, Джемели поднял глаза к небу и попросил отца о поддержке. К удивлению обоих, голос, зафиксированный при записи, откликнулся: "Несомненно я помогу тебе. Я всегда рядом". Они воспроизвели этот опыт снова. Теперь очень четкий голос, в котором чувствовались нотки юмора, ответил: " Но Зукчинни, это же явно, ты не ведаешь, что это я?" Джемели выпучил глаза. Никто не мог знать прозвища, которым отец дразнил его когда-то давным-давно. Лишь после он всё же осознал, что и в самом деле слышал своего отца. Но счастье от внезапного "воскресения" родственника перебивалось диким испугом. Вправе ли он общаться с умершими? В итоге оба свидетеля настоящих событий обратились к папе Пию двенадцатому в Риме. Отец Джемели, сильно возбужденный, поведал Папе о полученном опыте. К его изумлению, папа всего лишь похлопал его по плечу и успокоил: "Драгоценный Джемели, вам воистину не стоит волноваться. Наличие подобных голосов - известный научный факт, который нисколько не относится к спиритизму. Магнитофон совершенно беспристрастен. Он улавливает и фиксирует всего-навсего акустические колебания, откуда бы они ни распространялись. Ваш опыт, вероятно, может оказаться краеугольным камнем для основания научных изысканий, каковые приумножат веру человечества в загробную жизнь". К Джемели опять пришла твердость, однако он условился, что опыт не будет оглашен до конечных лет его жизни. Результаты были раскрыты только к 1990 году.
Официально электронный голосовой феномен (ЭГФ, EVP) был обнаружен шведским искусствоведом и кинорежиссёром Ф. Югенсоном в 1959 году. Как и всё грандиозное, этот феномен был выявлен ненамеренно. Блаженствуя в одиночестве за городом, он сделал магнитофонные записи птичьего пения, чтобы послушать их в свободное время. Изумлению Югенсона не было границ, когда помимо трелей и щебетания он разобрал какой-то тихий назойливый голос. Казалось, что некий мужчина читает лекцию на норвежском языке о свойствах птичьего щебетания. Однако искусствовед ориентировался в радиоаппаратуре так же хорошо, как и в норвежском языке.
Так как на прогулке Югенсон не столкнулся ни с одним человеком, то сперва он подумал, что его миниатюрный портативный магнитофон невзначай захватил и записал трансляцию одной из местных радиостанций. Подобный эффект случается, когда чувствительные звуковые приборы: плееры, магнитофоны и иная аппаратура, ловят и проигрывают сигнал расположенной недалеко радиостанции. Для того чтобы удостовериться в своей теории, Югенсон проверил передаваемые в тот день программы. Однако оказалось, что ни одна из станций, передающих на норвежском языке, ничего такого в эфире в этот день не вела. С этого с стартовала серия опытов, породившая массу подобных записей. На основе результатов долголетнего труда Югенсон издал книгу "Радиосвязь с загробным миром" - первую в своей сфере.
На закате 60-х годов в Европе началось всеобщее увлечение связями с потусторонним миром. В самом Ватикане, изучив кое-какие магнитофонные записи, не стали винить экспериментатора, сославшись на то, что "на всё воля Господа". К несчастью, официальная наука особого энтузиазма относительно ЭГФ (электронного голосового феномена) не обнаружила. Правда, Югенсон обрел солидного союзника и одаренного последователя, модернизировавшего способы записи ЭГФ. Латвийский психолог К. Раудив обнаружил более удобный способ для контакта с загробным миром - радиометод. В 69-м году он издал в Германии, где проживал и трудился, труд "Обращение неслышимого сигнала в слышимый". Не обращая внимания на сильную критику с точки зрения атеистов и скептиков, лепта Раудива в изучении электронного голосового феномена была настолько огромна, что в научных сферах, практикующихся на исследовании ЭГФ, встречается с того времени определение "голоса Раудива".
В 75-м году немцами было организовано первое в мире интернациональное общество по исследованию ЭГФ - Association for Transkommunication Research - Verein fur Transkommunikations-Forschung - VTF. Научный центр и редакция расположены в Висбадене. Контактный адрес для тех, кому интересно: VTF, Gneisenaustrasse 2, 65195 Wiesbaden, Deutschland. Аналогичных обществ по освоению электронного голосового феномена на нынешний день до безобразия много: они существуют не просто по целой Европе, но и за океаном - в Бразилии и Америке. Даже в Кёльне было найдено как минимум три исследовательских центра, хотя связываться с экспертами в этой сфере отчего-то не пожелалось. Но чтобы слова не были беспочвенными, мы направились к потенциалам всемирной паутины. И тут уж хотите - верьте, хотите - нет. В частности, запись, якобы, голоса известного композитора Ф. Шопена, произведенная английским медиумом Д. Вудом, в архиве которого хранится уже не менее 600 пленок с голосами. О его исследованиях в Англии был даже снят многосерийный документальный кинофильм. Но обратимся к голосу знаменитого Шопена. Само собой разумеется, что с британским медиумом, призрак композитора разговаривал на ясном английском языке. Спиритологи истолковывают это фактом, что Шопен перед гибелью посетил Англию и Шотландию, но смог ли он в ходе очень непродолжительной поездки освоить английский - об этом никто не знает.
Разумеется, пока лично не «пощупаешь», не войдешь в связь, принять действительность наличия контактов с призраками покойных часто тяжело. Легче, конечно, обругать всё выдумками и забыть об этой проблеме. Но ведь так дела не делаются. ЭГФ может заниматься, по мнению ученых, любой мало-мальски заинтересованный у себя дома. Смысл изысканий всегда един – найти следы того, что бытие, пусть в иной форме, но всё же не заканчивается моментом смерти человека, что тонкая связь между другим миром и привычной реальностью присутствует, и что духи покойных как могут стараются поговорить с нами, выйти на контакт. Плохо только, что возможности данных контактов пока очень ограничены и слабо нами исследованы в виду неготовности к связи с потусторонним миром из-за слабой веры.
Как обычно, всё завязалось из чистого любопытства. Непонимание усиливал тот факт, что если ЭФГ реален, то почему вдруг официальная наука пренебрегает столь значительными свидетельствами. Очень хотелось начать давнишнюю песню о правах наличия аномалистики как науки, о холодности ученых и их беспочвенных обвинениях того, что они объяснить и понять не в силах. О глупом скептическом отказе применять огромный религиозно-мистический опыт человечества и прочее.
Однако даже нам наличие ЭФГ (EVP) пока лишь предстояло апробировать. Так вот, методика, разработанная К. Раудивом, элементарна. Для контакта с загробным миром необходимо иметь только обыкновенное радио с магнитофоном.
В неосвещенной комнате расставьте горящие свечи, сотворите благоприятную для контакта с иными силами обстановку. После этого включите радио и настройте его на «белый шум», где не вещает ни одна из близлежащих радиостанций. Сконцентрируйтесь, мысленно проговорите свой вопрос умершему и включайте запись на магнитофоне. Пленка объективно запишет всю информацию, посланную вам с другого края бытия.
По крайней мере именно так все и должно происходить. Следующий труд Юргенсона, опубликованный в 1967 году, получил название "Радиосвязь с покойными" - был изучен Рижским психологом К. Раудивом. Его это так заинтриговало, что он приехал к Юргенсону, освоив его ноу-хау и самостоятельно произвел записи более двадцати пяти тысяч ЭГФ (EVP). Кроме того, он изобрел личную технологию, каковая и увековечила его самого, и произведенные им записи.
Создатель сей редкой технологии очень удивлялся тому, как духи покинувших нас людей реорганизуют помехи «белого шума» в слышимый голос. В результате все встретились на туманной концепции перестройки энергии чистых полос радиоэфира разумными призраками.
Наше внимание к теме ЭГФ (EVP) привлекла невероятная информация, найденная на сервере организации по исследованию этого феномена. Невообразимым способом они смогли очистить от помех ясный голос. На сайте даже были даже выложены аудиофайлы с очищенными голосами. Так, невероятно искаженная, но тем не менее расшифровываемая мужская речь резким русским акцентом повествовала на немецком о собственных похождениях в загробном мире. Этот же дух говорил советы и рекомендации по исследованию электронного голосового феномена. Исходя из разъяснений и дешифровки рассказа, голос принадлежал собственно исследователю явления электронного голоса – К. Раудиву. Так и мы решили попробовать провести свой собственный первый эксперимент по записи электронного голосового феномена – ЭГФ. Тем более, что возможности по записи и воспроизведению аудиоинформации заметно шагнули вперед за несколько десятилетий.
В то же время сомнения начали мучить буквально с первых этапов. Проверяя записи якобы голоса Раудива мы подумали, что наверняка это недобросовестная фальшивка, записанная в три стадии. Начальная - это коверкание нормальной речи с использованием обыкновенных фильтров компьютерной программы CoolEdit pro - кстати, рекомендуемой для записи непосредственно на ПК авторами сайта, за что им низкий поклон – указали в каком направлении нам нужно рыть. Следующая стадия - вторичное уродование аудиоданных добавлением в них модуляционных изменений. Все та же программа имеет широкий комплект подобных инструментов. В мире не без мошенников - подытожили мы, и принялись воспроизводить все по порядку с контролем всех деталей методики контактов с загробным миром.
Спаяли подходящий радиоприёмник, разбили микшером полосы. Первая фиксировалась на аудиокассете, как задумано, другая же по советам "продуманных" коллег - непосредственно на ПК с максимально изощренными настройками и инструментами обработки входных аудиоданных.
Три участника записали по полчаса «белого шума» с радиоприемника. В стереофоническом режиме помехи шли на правый канал, а голос оператора, записанный с микрофона, соответственно, на левый. Полученный сигнал мы сразу усилили, когда поняли, что внятных ответов на пленке не слышно. Результатов никаких. Плодом длительного вслушивания в записанный материал стали мигрень и дикая усталость. Однако мы честно старались. Но представители иных миров по каким-то причинам отвечать нам не захотели.
По одной легенде, в 71-м году несколько техников (кто и где именно – этого мы так и не узнали) студийно выявили существование ЭГФ (EVP). Запись (согласно рассказу) длилась почти двадцать минут и во время прослушивания вышло различить не меньше, чем пятьдесят голосов умерших. При чем многие из них были настолько ясно выражены, что даже не требовалось никакого усиления и обработки.
И всё же на вопросы, произносимые нами в шипение радиоприемника, за безмолвие духов умерших славно откликнулась человеческая психология.
Слыхали о старых народных гаданиях по вечерам в полутемной комнате? Тогда при слабом свете свечей в тишине наши прабабушки внимательно смотрели в зеркала, надеясь дождаться возникновения в них изображения нареченного, о котором они так давно мечтали. И, если верить их словам, время от времени он даже возникал в зеркале. Но в случаях, когда гадающая с ним не была знакома, образ имел весьма туманные очертания. В общем, мы все вместе заключили, что запись голоса Раудива, как и ЭГФ (EVP) в целом скрывают в себе одну природу.
Основываясь на технических требованиях при апробации явления, мы не способны были довести опыт до нужной точности. Вследствие этого мы скорректировали методику проведения исследований и воспользовались помощью Аудиоплацебо – именно так мы его и нарекли.
В роли аудиоплацебо мы применяли записанные с использованием специального генератора помех, которые повторно очищали и соединяли со вторым сигналом, для того чтобы точно убрать любую случайно попавшую в записанный звук информацию, конечно, если она в нём вообще находилась.
Создали две группы по 5 человек в каждой. В одну группу попали люди, совершенно не знающие ничего о электронном голосовом феномене (ЭГФ). Членами другой были люди, каких мы предумышленно "дразнили" выпавшим шансом связаться со своими покойными родственниками и знакомыми. Перед экспериментом подопытные получили анкеты, в которых из кучи разносторонних вопросов, требовалось написать любых десять умерших людей, которые первыми придут в голову.
Время смерти не имело значения, ровно как и отношение покойного к подопытному. Можно было указывать как близких родственников, так и совершенно незнакомых, но известных людей. Суть первого испытания - провокация с преднамеренной заменой записей. Члены второй группы находились в надлежащей атмосфере, задавали вопросы и лично делали записи помех радиоприемника. Далее был тайно подменен материал, давая на воспроизведение аудиоплацебо. Первые же плоды эксперимента дожидаться долго не пришлось. Три человека второй группы сказали, что прекрасно слышат голоса собственных близких в записи аудиоплацебо. И эти люди, якобы присутстующие на записи, находятся на первых позициях списка умерших в анкетах. Приблизительное время воспроизведения записи до начала звуковых галлюцинаций колеблется в районе 5 - 15 минут.
Вместе со второй такие же записи воспроизводили и первой группе, которой ничего об ЭГФ не говорили, примерно 20 минут – никакой реакции. Разве что люди в результате были психически нагружены. После подопытным заявили, что им следует узнать в помехах голос человека, который мы как бы намеренно примешиваем к аудиосигналу. Уже через несколько минут появился один убежденный в том, что к шуму действительно добавляют сигнал известной ему радиостанции, т.к. он даже узнал в помехах голос ди-джея этой радиостанции!
Ди-джей, к слову сказать, жив-здоров.
После первого этапа из второй группы был выкинут один человек по собственной просьбе, так как он абсолютно не смог воспринимать ЭГФ и не выявил для себя в шуме совершенно ничего особенного. В результате членов во второй группе стало 4 и мы решили разделить и их на две группы по два человека в каждой. Другой эксперимент обязан был ещё больше укрепить гипотезы о психологической натуре феномена. Для этого одну пару, (напарники не могли в ходе эксперимента контактировать друг с другом) из второй группы попросили различить отзыв на вопрос, произносимый при них. Иной паре лгали, произнося вопрос без их ведома так, что испытуемые не могли догадаться о сути вопроса. От этого время психопровокаций моментально повысилось до 30 - 50 минут. Наверное, этим было блокировано интуитивное устройство получения вероятного ответа, и рассудку пришлось затратить много больше времени для самообмана на базе случайных идей и осознанных догадок человека. Между тем, вопрос всегда был одинаков – «назовитесь», но подопытные конечно же не владели информацией о вопросе. Теперь мы не использовали аудиоплацебо, а разрешали слушать только то, что реально принималось радио. Из двух пар людей так никто и не дал четкого ответа. Они скорее были похожи на прорицания, просьбы сходить на могилу, и байки о загробной жизни. Нерушимо все ответы основывались на персональной точке зрения отдельно взятого человека. Эксперимент модифицировали, пустив слух о произносимом вопросе, хотя по правде вопрос так и остался прежним. Одна пара отвечала (как она думала) на вопрос «в каком уголке комнаты мы схоронили исследовательский журнал?». В виду того, что в опытной комнате находился лишь единственный запертый шкафчик, а стеллажи с аппаратурой все на виду, люди, само собой, ответили «шкаф». А журнал в это время был припрятан под креслом, где расположились подопытные. Они был убеждены в том, что им на самом деле помогают духи и якобы четко слышал ответ. Рассмотрение полученных на кассете данных не обнаружило совершенно никаких чужеродных звуков.
Следующая пара считала что вопрос - «скажите своё имя». По правде же был поставлен вопрос о расположении журнала, спрятанного под креслом испытуемых. И само собой разумеется о журнале никто так и не «вспомнил».
Аналогичных экспериментов можно организовать тысячи, но мы продолжать дальше не стали, так как пока нету подходящих кандидатов на роль подопытных. Впрочем, уже сейчас перед нами открывается вполне ясная картина.
В ходе исследований не было зафиксировано ни малейших симптомов инородных звуков в полученном материале. Хотя мы записали и прослушали ни много ни мало - 8 часов «белого шума». Так что напрашивается вывод о том, что в радиопомехах никто нам ничего с «того света» не говорит. Мы придерживаемся мнения, что феномен голосов Раудива имеет сходную с галлюцинациями природу и объясняется элементарной психологией человека. Мы прекрасно зафиксировали связь периода провокаций от психоэмоционального состояния человека. Ответы на вопросы непосредственно зависят от сугубо личных взглядов и уровня сознания подопытного. Разбор сходства результатов с анкетными данными вызвал догадку, которую пока ещё нужно оправдать. Она состоит в том, что подопытный, задавая вопрос, обладал набором конкретных, вероятно интуитивных предпосылок как к персоне, к коей он обращается (на это указывают анкеты), так и к неосознанному определению предположительных вариантов ответа. Разум из допустимых ответов, по всей вероятности, отхватывает лишь те, какие сознание жаждет получить. Все якобы зафиксированные подопытными голоса - плод их индивидуального мнения о персоне будто бы говорящего с ними духа. Мы провели ещё один дополнительный эксперимент, где пытались наладить контакт подопытного с общим нашим знакомым. Испытуемый был знаком с умершим весьма недолгое время и знал его, мягко говоря, не очень хорошо. В итоге выяснилось, что все ответы, якобы полученные испытуемым, носят сугубо его индивидуальное мнение об умершем. Они базировались лишь на его скромных познаниях об этом человеке, что лишний раз доказывает, что люди слышат только то, что сами желают услышать.
Тем не менее, мы не ставим на достигнутом точку. Работы в этой области не прекращаются. Хотя мы не можем не признать, что академическая наука невинна в своих резких взглядах на аномалистику. Но доколе сами аномалисты не расправятся с многочисленными мистификациями, не разграничивающие полнейшую ересь и редкие реальные случаи ЭГФ (EVP), мы не сможем дать отпор даже скептикам.