Разные религии имеют различные методы экзорцизма. Предлагаем ознакомиться с ними.
Изгнание приведений, духов, демонов или прочих существ, способных, как верили, беспокоить человека или вселяться в него, или место, которое он часто посещает. В зависимости от степени одержимости и от того, насколько злым оказывается дух, экзорцизм колеблется между дружеской, убеждающей беседой и тщательно разработанными ритуалами, вынуждающими существо изойти именем Всевышнего или местного бога.
Слово "экзорцизм" происходит от греческого "экзосия" — "клятва". Оно переводится на латынь как "адюре" (adjure), на русский как "приносящий присягу". "Экзорцировать" значит не столько изгонять, сколько "привести духа или демона к присяге" или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям. Американский памфлет "Экзорцизм" (1972) утверждает, что экзорцизм связывает силы зла посредством триумфа Христа, Его могуществом и Его церковью. Христианские ритуалы изгнания
бесов, особенно в римской католической церкви, начинаются со слов: "Adjure te, spiritus nequissime, per Deum omnipotentem”, которые переводятся так: "Привожу тебя, злейший дух, к присяге Всемогущему Богу". Евангелия повествуют, что Иисус Христос изгнал множество демонов, но он не экзорцировал, так как ему не требовалось взывать к высшему существу.
Ритуалы экзорцизма существовали повсеместно с античных времен. Во многих культурах, где верили, что духи регулярно вмешиваются в дела людей, экзорцизм был повседневным явлением. К экзорцисту обращались при болезнях, вызванных злыми духами, так же, как обращаются к врачу в случае физического недуга. Экзорцизм демонов, полтергейста, нежелательных или злых духов, энергий или
«измысленных форм» (искусственных духов, созданных магическим ритуалом) является обычным во всем мире. Кто является экзорцистом, зависит от контекста и культуры. Чаще всего это священники, раввины, ламы, шаманы, знахари, медики, ведьмы и медиумы. Можно сказать, что формы экзорцизма зависят от психиатрической или психологической трактовки личных расстройств, при которых, как чувствует пациент, он одержим чуждой личностью.
В христианстве экзорцизм ассоциируется с одержимостью бесами. Это считается злом, делом рук дьявола. Свидетельством одержимости является способность жертвы левитировать, показывать нечеловеческую силу, отрекаться от религиозных слов и предметов, говорить на чужих языках. Последняя особенность являлась сильнейшим доказательством для католической церкви. Она позволяла обратиться к епископу, чтобы тот разрешил экзорцизм.
Священники сами изгоняли бесов при помощи младших лиц духовного звания, целителя и, возможно, члена семьи. Жертва испытывала боль, невероятные психические сдвиги, спазмы, тело ее издавало отвратительные звуки, жертва плевалась, потела, ее рвало, она страдала поносом. По комнате могли прокатываться волны жара и холода. Могли перемещаться предметы: мебель, одежда, ковры, лампы и игрушки. Обычно их убирали, чтобы они не летали по комнате и не ломались.
Со спиритуальной точки зрения христианский экзорцизм — это дуэль между дьяволом и экзорцистом за душу жертвы. При этом не существует никакого убежища. Во время ритуала священник и его помощник должны быть относительно безгрешны, ибо дьявол может швырнуть их грехи им в лицо и сурово критиковать их. Каждой хитроумной уловке дьявола экзорцист должен противопоставить открытое требование уйти именем Христа, грозя, если дьявол не подчинится, непрекращающейся болью и проклятием. Кроме того, экзорцист должен быть тверд в вере, что могущество Иисуса Христа превосходит все.
Среди христиан формальный ритуал экзорцизма существовал только в римской католической церкви. Это Римские ритуалы (Rituale Romanum), относящиеся к 1614 году. Менее формально экзорцизмы проводились протестантскими священниками.
Не следуя определенной процедуре, экзорцист использует молитвы, ругательства, электрошок, побои, голод, запахи благовонных субстанций, субстанции, имеющие отвратительный вкус, которыми потчуют жертву. Очень хорошо действуют черемица, розовое масло и рута. Соль в Средние века была в Европе большой редкостью. Верили, что она приносит духовную чистоту. Соль всегда использовалась в ритуалах изгнания бесов, используется она и по сей день. Также применяют вино, символизирующее кровь Христа.
Католики стали наиболее известными среди экзорцистов. Некоторые священники представляли ритуал для публики на площадях, призывая демонов Люцифера, Намброфа, Бечета, Наштарота и Набама изойти. В XX веке церковь уже не придает столь большого значения одержимости бесами и их изгнанию. Однако в 1991 году власти разрешили Американской радиовещательной компании заснять и показать в прямом эфире по телевизору настоящее изгнание беса из молодой девушки. Впервые в истории церкви экзорцизм был показан по телевидению, в шоу "20/20". Жертву рвало, она грозила кулаком, изменившимся голосом говорила непристойности. Но экзорцизм был не столь драматичен, как ожидали зрители, основываясь на сенсационных процедурах в фильмах типа "Экзорцист". Скептиков он не убедил. Экзорцизм не привел к выздоровлению, девушка вскоре вновь обратилась к психиатрам. Тем не менее, представители церкви сообщили: они верят, что дьявол продолжает досаждать людям.
Мысль о том, что демон может овладеть невинным человеком, является важным постулатом для примерно восьми миллионов Пятиреберных христиан (Pentacostal Chr) Соединенных Штатов. Пятиреберные и так называемые "Боговдохновенные " ("Charismatics"), практикуют "избавляющее пасторство", при котором тот, кто объявляет себя "наделенным даром", изгоняет бесов и лечит наложением рук. Пастырь или целитель с помощниками, часто всей конгрегацией, противостоят дьяволу молитвами, призывая его изойти. Если жертва в самом деле одержима, бесы в конце концов обнаруживают себя, выкрикивая названия грехов, которые являются их сутью, как Вожделение, Зависть, Жадность. Если жертва возвращается к Христу, конгрегация радостно возносит благодарственные молитвы.
Иное место занимал экзорцизм в идуаизме. В Ветхом Завете упоминается одержимость и изгнание злых духов. В Книге Царств Саул одержим бесом, который изгоняется Давидом, играющим на лире. В Книге Товита Товит узнает об экзорцизме от ангела Рафаила. Талмудистская литература I века н.э. упоминает экзорцистские ритуалы. Самый известный экзорцизм — диббук.
В индуизме, буддизме, исламе и анимизме существует множество духов и приведений, ответственных за болезни и неприятные ситуации, которые могут ритуально изгоняться. В некоторых шаманистских традициях шаман всходит в экстатический транс, отправляясь на поиск, отвоевывая душу человека, захваченную демоном, а затем изгоняет демона.
Мирские и церковные эксперты придерживаются более современных взглядов на одержимость и экзорцизм. Американский медиум и психолог, Карл Уикленд, и его жена, Анна, верили, что духи редко были злыми, скорее они смущались и попадали в плен ауры живого человека. При этом они вызывали умножение или раздвоение личности, душевные расстройства от "простых умственных отклонений до... всех типов слабоумия, истерии, эпилепсии, меланхолии, контузии, клептомании, идиотизма, религиозной и суицидальной маний, амнезии, психической инвалидности, алкоголизма, аморальности, функциональной содомии, жестокости и других видов преступлений" — писал Уикленд в книге "Тридцать лет среди мертвых" (1924). Уикленды использовали для освобождения духов уговоры и слабый электрошок.
Кэнен Джон Д.Пирс-Хиггинс, английский священник, также применял уговоры. Доктор Мартин Израел, священник, старший преподаватель патологии Лондонского университета, соглашался с этим методом, добавляя, что большинство бестелесных созданий являются членами семьи или друзьями жертвы, пытающимися закончить свои земные дела.
Английский священник, преподобный Дж.С. Нейл-Смит, из Хемпстеда, Англия, объявил, что провел более восьмисот успешных экзорцизмов как из людей, так и из мест. Он верил и в смятенных духов, и в злых демонов, считая, что не знающие покоя существа наполняют комнату холодом, а демоны — сухим зноем. Несмотря на то что для изгнания сущностей преподобный Нейл-Смит читал литургию, он полагался больше на убежденность, что духи уйдут, и в его силах вынудить их сделать это.
Дональд Пейдж, медиум и экзорцист, полагается на руководства свыше для изгнания нежелательного духа. Он чувствовал вибрации духов, определяя по ним степень их злобности, иногда улавливал неприятный запах. Пейдж заявлял, что может видеть ауру пациента, и, если дух проникает в ауру, он удаляет его оттуда, принимая в себя, прежде чем отослать. В этом случае пациент видит, как дух изменяет Пейджа, придавая ему свой облик, демонстрируя черты, характеризующие данного духа: враждебность, застенчивость, слабоумие, агрессивность или даже злобу. В зависимости от степени одержимости иногда необходимо провести несколько сеансов экзорцизма. Пейдж верит, что, наблюдая его трансформацию, пациент будет более устойчив к попыткам духа овладеть им.
В Калифорнии психиатр доктор Ральф Эллисон пишет в книге "Раздробленное сознание" (1980) о том, что за годы исследований его пациенты, особенно те, кто страдал раздвоением личности, проявляли признаки одержимости демонами. Наравне с обычным лечением им был рекомендован экзорцизм. Одна пациентка, наркоманка по имени Кэрри, страдала от страха задохнуться и умереть в канун следующего Нового года. Медиум сообщил, что Кэрри одержима духом молодой женщины по имени Бонни, умершей в 1968 году от превышения дозы наркотика.
Эллисон сначала отверг эту версию. Но когда состояние пациентки ухудшилось, попробовал изгнание духа. Сначала он загипнотизировал Кэрри. Затем заговорил с ней, пытаясь определить, не была ли Бонни одной из сторон ее личности. Кэрри сказала, что нет. Под глубоким гипнозом она просила избавить ее от Бонни. Эллисон подвесил над Кэрри хрустальный шар и призвал Бонни оставить жертву в покое, сказав, что, когда шар перестанет вращаться, он поймет, что Бонни ушла. Дух оставил Кэрри. Девушка больше не боялась встречи Нового года. Исчезла и боязнь задохнуться.
В христианстве не существует формальных ритуалов изгнания духов из мест. Подобный ритуал может состоять в том, что священник кропит землю святой водой и воскуряет ладан, требуя, чтобы дух покинул это место.
Различные магические ритуалы якобы усмиряют духов, беспокоящих окрестности, особенно если они обитают на кладбище, в частности духов убийц и самоубийц, Для этого нужно начертить на земле магический круг, защищающий человека от приведения. В полночь заклинающий встает в круг и вызывает приведение, материализующееся с сильным грохотом. Затем заклинатель требует объяснения, чем вызваны появления духа. В соответствии с учением приведение ответит на все вопросы глухим голосом. Обычно причина кроется в незавершенном деле. Если изгоняющий духа пообещает выполнить последнее желание приведения, оно исчезает и больше не появляется.
Если тревожащий дух появляется в доме, то ритуал чуть видоизменяется. Экзорцист входит в дом в полночь, неся свечу, компас, распятие и Библию. Он чертит магический круг, внутри него рисует крест. На крест заклинатель ставит стул и стол. Он садится на стул, кладет Библию и распятие на стол, зажигает свечу. Приведение появляется с шумом и решает все вопросы перед тем, как кротко уйти. Если изгоняющий — священник, то он окропит духа святой водой или покажет ему распятие. На самом деле такие ритуалы проводятся редко, или во всяком случае редко придерживаются подобной схемы. Иногда привидения не отвечают на вопросы, и экзорцизмы, выполняемые священниками, не удаются.
В Китае привидения из домов традиционно изгоняет даосский священник. Сначала в месте, где обитает дух, воздвигается алтарь, затем зажигаются благовонные палочки и возлагаются на него. Одетый в красное платье, синие носки и черную шляпу священник заходит в дом. В левой руке он держит чашку, в правой — меч. Даос делает семь шагов налево и восемь направо и поет: "Бог неба и земли, облачи меня многими полномочиями, чтобы я мог изгнать из этого жилища злых духов всех видов. Если какой-то из них не подчинится мне, дай мне силу приказать повелителям демонов для безопасной защиты". Обращаясь к демону, священник добавляет: "Исчезни быстро, как свет", кладет меч, подбирает пучок ивовых прутьев, опускает их в чашку и кропит зольной водой в углах дома в соответствии со сторонами света. Он снова берет меч и с чашкой идет к восточному углу и произносит: "У меня есть власть, Тай-Шаонг, Лу-Киван". Даос отпивает из чашки и выплевывает воду со словами: "Убей зеленых духов, вызванных несчастливыми звездами, или позволь им уйти". Ритуал повторяется во всех углах, но вместо зеленого упоминается красный, белый и желтый цвета.
Помощники священника бьют в гонги и барабаны. Даос говорит:
"Злые духи востока (запада, юга, севера), посылаю вас обратно на восток (запад, юг, север)". Священник идет к выходу, делая магические знаки в воздухе руками и мечом, и объявляет, что дом очищен от приведений.