Нью-Йорк начинается, пожалуй, с 20-х годов XVII века, когда голландцы основали здесь свою колонию, дав ей название Новый Амстердам. Во второй половине того же столетия ее захватили англичане, переименовав в Нью-Йорк.
С основанием города связаны свои легенды. Например, такая. Один лондонский торговец, прибывший сюда, приказал изготовить меч из чистого золота и зарыл его в землю где-то в районе нынешнего Манхэттена. Торговец был знаком с преданиями друидов и знал, что зарытое в землю золотое оружие будет охранять эти места для их владельцев. Так или иначе, Манхэттен ныне один из самых престижных районов города...
Между тем именно Манхэттен стал центром сентябрьской трагедии 2001 года. Исследователь Вилли Мельников рассказывает:
— Когда-то на этом острове располагались индейские захоронения и святилища, а звался он Шайнашкинек — «место для общения с предками». Голландские протестанты в 1626 году взяли его у индейцев сиу в аренду на 10 лет с условием, что они не будут трогать могилы предков. Когда же те в назначенный срок приплыли за обещанной платой, голландцы встретили их пальбой из мушкетов.
Тогда сиу собрались на совет и прокляли остров. Они переименовали его в Манхэттен — «место, где нас обманули». Каким-то образом новое название прижилось у белых... Колонисты срыли индейское кладбище, но долго не могли там ничего построить — камни давали трещины, стены опадали...
А 11 сентября 2001 года стало черным днем в истории Америки и всего мира: взрывы нескольких пассажирских авиалайнеров, сброшенных террористами на небоскребы Нью-Йорка и Вашингтона, привели к гибели десятков тысяч невинных людей. И основной удар пришелся именно на башни-близнецы Всемирного торгового центра на Манхэттене...
Не зря издавна называли Нью-Йорк «городом страха». Только ли благодаря индейским проклятиям? Или, может быть, речь идет о страхе перед будущим — ведь выжить в огромном мегаполисе, куда стекаются людские потоки со всего света, нелегко... Или это ужас первых поселенцев, прибывших когда- то в Новый Свет и столкнувшихся с чуждым для них, враждебным миром, который им предстояло облагораживать, цивилизовывать, переделывать под себя? Но, скорее всего, дело все же в древней, мистической силе, которая существовала здесь еще до прибытия «бледнолицых» и которая на самом деле правит Нью-Йорком. Недаром здесь необъяснимо исчезает столько людей...
У индейцев существовало поверье, что Нью-Йорк — это живое существо, способное поглощать людей. Поэтому они избегали приезжать сюда, а если им это все же приходилось делать, надевали на себя особую «маску страха», изготовленную колдуном. Считалось, что таким образом можно запугать чудовище...
Предание гласит, что в 20-х годах прошлого столетия на 33-й улице, возле отеля «Пенсильвания», почти каждый день появлялся странный пожилой незнакомец по прозвищу Добрый Гарри. Старик предсказывал окружающим судьбу. К нему нередко обращались и клиенты отеля, и персонал, и даже дежурные полисмены... Говорят, пророчества всегда сбывались. Люди внезапно получали обещанное наследство, богатели — в общем, раскручивались на полную катушку... Но Гарри не просто пророчествовал, он неизменно упоминал в своих предсказаниях Нью-Йорк.
- Не проклинай Нью-Йорк, иначе он в ответ проклянет тебя! — предупреждал он своих клиентов.
Рассказывают, что тех, кто плохо отзывался об этом городе, действительно ждали несчастья. И еще одна деталь — что бы хорошего ни сулил клиентам Добрый Гарри, он заканчивал тем, что через семь лет все пойдет прахом... Кому-то предстояло врезаться на машине в столб и погибнуть, кому-то сесть в тюрьму, кому-то повеситься... Можно ли было изменить участь к лучшему, избегая посылать проклятия Нью-Йорку? Неизвестно. Но прошло семь лет, и с бывшими клиентами Гарри стали происходить неприятности. Одни пытались уехать из города, но это не спасало. Другие бросились разыскивать старого провидца, однако он к тому времени уже куда-то исчез. Зато в холле отеля «Пенсильвания» повесили плакат: «Не проклинай Нью-Йорк, иначе он в ответ проклянет тебя!». Он провисел там целых семь лет.
В конце XIX — начале XX столетия жил в Нью-Йорке человек по имени Хэрри Кендал Toy. Он принадлежал к очень богатому и видному семейству, но при этом отличался, мягко говоря, некоторыми странностями... Еще в студенческие годы он где-то раздобыл или изготовил несколько масок фантастических монстров, которые называл «масками праха». Он боялся этого города и хотел обезопасить себя.
Напившись пьяным, Toy надевал одну из своих масок, раздевался догола и в таком виде ходил с фонарем по крыше небоскреба, вопя:
- Нью-Йорк, отзовись! Где ты?! Откликнись, каменный придурок! Испугался «маски страха»? Ну ничего, я тебя отыщу! Против виски ты не устоишь, старый пьяница, и явишь себя!
С этими словами он начинал швырять вниз, на головы прохожим, бутылки виски...
Хэрри вел разгульный образ жизни, шлялся по борделям, устраивал оргии... Он был известен своими многочисленными пьяными выходками, но его состоятельной семье удавалось замять любой инцидент.
Наконец Toy вроде бы решил остепениться, женившись на юной танцовщице и фотомодели Эвелин Несбит. Однако вскоре выяснилось, что он взял ее в жены только потому, что ранее она была любовницей известного архитектора Стэнфорда Уайта, проектировавшего многие кварталы и здания Нью-Йорка. Toy постоянно расспрашивал жену об интимных деталях ее отношений с Уайтом. Но это объяснялось вовсе не мужской ревностью, а тем, что он хотел знать все о своем враге. Уайт олицетворял для него «город страха» - Нью-Йорк!
25 июня 1906 года Toy с супругой отправились обедать в ресторан, расположенный на крыше небоскреба в Мэдисон-сквер гарден, где в то время шел мюзикл «Мадемуазель Шампань». За одним из соседних столиков они увидели Стэнфорда Уайта, который с увлечением смотрел мюзикл.
Опасаясь беды, Эвелин предложила мужу уехать домой, но тот отказался, подойдя к столику, за которым сидел архитектор.
- Что вам нужно? — недовольно спросил тот. — Вы загораживаете мне сцену!
Зловеще ухмыляясь, Хэрри Toy выхватил револьвер и нацелил его на Стэнфорда.
- Служишь проклятому Нью-Йорку, вот он тебе сейчас объяснит, что мне нужно... На том свете досмотришь представление!
С этими словами Toy трижды выстрелил в архитектора. От полученных ран тот скончался.
Toy, конечно, отправили в тюрьму. Семья пыталась, как могла, выручить его. Мать Хэрри даже наняла колдуна по прозвищу Абахар, родом из Южного Бронкса. Побеседовав с заключенным, к которому был допущен за очень приличное вознаграждение, тот сделал несколько кругов вокруг тюрьмы, а затем заявил репортерам:
- Хэрри не осознавал своих деяний. Его руку направляло чудовище по имени «Нью-Йорк»...
То же самое сказал Toy на суде, который состоялся 21 января 1907 года:
- Я не собирался убивать мистера Уайта. Мною повелевала непреодолимая сила... Имя этой силы — Нью-Йорк! Я давно уже нахожусь под его страшным давлением...
Защита добилась признания Хэрри Toy невменяемым. Вскоре его отправили в психиатрическую лечебницу. Toy потребовал, чтобы туда принесли «маску ужаса», которая якобы защищала его от Нью-Йорка. Надевая ее, он пытался пугать служителей лечебницы...
Родные помогли Тоу бежать из лечебницы. Какое-то время он скрывался в Канаде, но вскоре его поймали и вернули в Штаты, где в июле 1915 года состоялся новый судебный процесс. На этот раз Хэрри признали... невиновным и отпустили на свободу!
После выхода из заключения Хэрри Toy стал собирать вокруг себя оккультистов, магов, предсказателей и поклонников эзотерических учений. Что же касается "маски ужаса», то он по-прежнему ею пользовался. Незадолго до своей кончины в феврале 1947 года 76-летний Гоу заявил своим друзьям:
- Нью-Йорк требует, чтобы я уничтожил «маску ужаса»... Не дождется. Найду себе достойного преемника м передам маску ему. Пусть страх и ужас вечно блуждают по улицам города...
Говорят, и по сей день на улицах Нью-Йорка можно встретить незнакомца в «маске ужаса»...
И все же истинным символом Нью-Йорка для многих является не страх или ужас, а статуя Свободы, держащая в высоко поднятой руке факел... Как известно, она была подарена Францией в память о союзе двух государств в борьбе за независимость. Статуя, выполненная по эскизу скульптора Фредерика Огюста Бартольди и спроектированная инженером Гюставом Эйфелем, автором знаменитой парижской Эйфелевой башни, была установлена на острове Либерти-Айленд, на месте крепости Форт-Вуд, некогда защищавшей гавань Нью-Йорка. Высота ее, вместе с гранитным пьедесталом, составляет 93 метра. При сильном ветре она раскачивается...
На постаменте статуи выбиты следующие строки:
Пусть придут ко мне
Твои усталые нищие,
Твои мятущиеся толпы,
Жаждущие дышать свободно.
Отчаявшиеся отбросы
Твоих переполненных берегов.
Пусть придут бездомные,
Разметанные бурей,
Я поднимаю факел
У золотых ворот...
Эти слова обращены не только к американцам, но и ко всем тем, кто покинул свою родину, пытая счастья на чужбине, к тем, кто ищет лучшей и свободной доли... Статуя Свободы возвышается над Нью-Йорком, бросая вызов «городу страха»...