Аполлон отпраздновал победу над чудовищем, основав РІ Дельфах святилище Рё оракул, чтобы прорицать волю отца своего Зевса, Р° РІ честь самого Аполлона был построен первый РІ Греции храм РїРѕ проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный РёР· РІРѕСЃРєР° образец Рё РѕРЅ долго витал РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, РїРѕРєР° люди РЅРµ поняли замысел: РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ красоту должны были создавать стройные колонны СЃ прекрасными капителями РІ коринфском стиле. Тысячи людей СЃРѕ всех концов Древней Греции стекались РІ Дельфы , Рє подножию РіРѕСЂС‹ Парнас, месту обитания Аполлона Рё РјСѓР·, чтобы спросить Р±РѕРіР° Рѕ своем будущем Рё будущем РіРѕСЂРѕРґРѕРІ-государств, расположенных РІ Рлладе. Жрица, пифия, так РѕРЅР° называлась РїРѕ имени змея Пифона, останки которого тлели РІ ущелье, вступала РІРѕ внутреннюю часть храма Аполлона, РѕРЅР° садилась РЅР° треножник Рё впадала РІ забытье РѕС‚ паров газа, который вырывался РёР· расщелины скалы, находившейся РїРѕРґ храмом. Жрец РїРѕРґС…РѕРґРёР» Рє затвору, Р·Р° которым находилась пифия, Рё передавал РІРѕРїСЂРѕСЃ очередного паломника. Слова едва доносились РґРѕ ее сознания. РћРЅР° отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал РёС…, записывал, придавая РёРј связность Рё объявлял вопрошавшему.
РљСЂРѕРјРµ оракула греков привлекали светлые Рё радостные службы Р±РѕРіСѓ. РћРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество РіРёРјРЅРѕРІ слагали Рё исполняли кифареды (играющие РЅР° кифаре) Рё С…РѕСЂС‹ мальчиков Рё юношей. Р’РѕРєСЂСѓРі храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон Рё те греки, которые побеждали РІ исполнении РіРёРјРЅРѕРІ Рё РІ олимпийских играх, ведь РІ лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли Рё собственные знаменитые дети: Асклепий — искусством врачевания Рё Орфей— замечательным пением. РќР° острове Делос, СЂРѕРґРёРЅРµ Аполлона, РѕРґРёРЅ раз РІ четыре РіРѕРґР° устраивали празднества, РІ которых участвовали представители всех РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рллады. Р’Рѕ время этих празднеств РЅРµ разрешались РІРѕР№РЅС‹ Рё казни. Аполлону воздавали
почести не только греки, но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи. Гомер написал прекрасный гимн Аполлону:
Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!
Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.?????, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду СЃ губительными действиями Рђ. присущи Рё целительные (Eur. Andr. 880); РѕРЅ врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. Рћ. Р’. 154), Алексикакос («помощник»), защитник РѕС‚ зла Рё болезней, прекративший чуму РІРѕ время Пелопоннесской РІРѕР№РЅС‹ (Р Р°us. I 3, 4). Р’ позднее время Рђ. отождествлялся СЃ солнцем (Macrob. Sat. I 17) РІРѕ всей полноте его целительных Рё губительных функций. Рпитет Рђ. - Феб (??????) указывает РЅР° чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (??????; Eur. Нес. 827). Соединение РІ образе Рђ. рациональной ясности Рё тёмных стихийных СЃРёР» подтверждается теснейшими СЃРІСЏР·СЏРјРё Рђ. Рё Диониса, хотя это божества-антагонисты: РѕРґРёРЅ РїРѕ преимуществу Р±РѕРі светлого начала, РґСЂСѓРіРѕР№ - Р±РѕРі тёмного Рё слепого экстаза; РЅРѕ после 7 РІ. РґРѕ РЅ. СЌ. образы этих Р±РѕРіРѕРІ стали сближаться РІ Дельфах, РёРј РѕР±РѕРёРј устраивали РѕСЂРіРёРё РЅР° Парнасе (Paus. X 32, 7), сам Рђ. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), РЅРѕСЃРёР» эпитеты Диониса - плющ Рё Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества РІ честь Рђ. украшали себя плющом (как РЅР° Дионисовых празднествах).
Рђ.-прорицателю приписывается основание святилищ РІ Малой РђР·РёРё Рё Р?талии - РІ Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - РїСЂРѕСЂРѕРє Рё оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. РҐ 24,4-5). РћРЅ наделил пророческим даром Кассандру, РЅРѕ после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества РЅРµ пользовались доверием Сѓ людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей Рђ. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), РњРѕРїСЃ - сын Рђ. Рё прорицательницы Манто, Р?РґРјРѕРЅ - участник РїРѕС…РѕРґР° аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.). электронная мифологическая энциклопедия http://myfhology.narod.ru - Александрова Анастасия
Рђ. - пастух (РќРѕРјРёР№) (Theocr. XXV 21) Рё охранитель стад (Hom. Рќ. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). РћРЅ - основатель Рё строитель РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, родоначальник Рё покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Р?РЅРѕРіРґР° эти функции Рђ. связаны СЃ мифами Рѕ служении Рђ. людям, РЅР° которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Рђ. Так, Сѓ схолиаста Рє тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона Рё Рђ. против Зевса (РїРѕ В«Р?лиаде» вместо Рђ. РІ нём участвовала Афина) Рђ. Рё Посейдон РІ образе смертных служили Сѓ троянского царя Лаомедонта Рё возвели стены РўСЂРѕРё, которые затем разрушили, гневаясь РЅР° Лаомедонта, РЅРµ отдавшего РёРј обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). РљРѕРіРґР° сын Рђ. врачеватель Асклепий Р·Р° попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, Рђ. перебил циклопов Рё РІ наказание был послан служить пастухом Рє царю РђРґ мету РІ Фессалию, РіРґРµ приумножил его стада (III 10, 4) Рё вместе СЃ Гераклом спас РѕС‚ смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
Р’ образе Рђ. отразилось своеобразие греческой мифологии РІ её историческом развитии. Для архаического Рђ. характерно наличие растительных функций, его близость Рє земледелию Рё пастушеству. РћРЅ - Дафний, С‚. Рµ. лавровый, «прорицающий РёР· лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); Рђ. связан СЃ кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) Рё РґСЂ. растениями. Зооморфизм Рђ. проявляется РІ его СЃРІСЏР·Рё Рё даже полном отождествлении СЃ РІРѕСЂРѕРЅРѕРј, лебедем, мышью, волком, бараном. Р’ образе РІРѕСЂРѕРЅР° Рђ. указал, РіРґРµ надо основать РіРѕСЂРѕРґ (Callim. Hymn. II 65-68), РѕРЅ - РљРёРєРЅ («лебедь»), обративший РІ бегство Геракла (Pind. 01. X 20); РѕРЅ - Сминфей («мышиный») (Hom. Рџ. I 39), РЅРѕ РѕРЅ спаситель РѕС‚ мышей (Strab. XIII 1, 48). Рђ. Карнейский связан СЃ Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Рпитет Ликейский («волчий») указывает РЅР° Рђ. как РЅР° хранителя РѕС‚ волков (Paus. II 19, 3) Рё как РЅР° волка (X 14, 7). Матриархальные черты Рђ. сказываются РІ его имени РїРѕ матери - Летоид; отчества Сѓ него нет, РЅРѕ РѕРЅ постоянно РЅРѕСЃРёС‚ РёРјСЏ родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). РќР° более поздней ступени архаики Рђ. - охотник Рё пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни Рё смерти РЅРµ миновала Рё Рђ.; РЅР° этой поздней ступени архаики РѕРЅ - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, РЅРѕ РѕРЅ Рё целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), РРїРёРєСѓСЂРёР№ («попечитель»).
РќР° стадии олимпийской или героической мифологии РІ этом мрачном божестве, СЃ его властью над жизнью Рё смертью, выделяется определённое устойчивое начало, РёР· которого вырастает сильная гармоническая личность великого Р±РѕРіР° СЌРїРѕС…Рё патриархата. РћРЅ помогает людям, научает РёС… мудрости Рё искусствам, строит РёРј РіРѕСЂРѕРґР°, охраняет РѕС‚ врагов, вместе СЃ Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные Рё растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. РћРЅ уже РЅРµ лавр, РЅРѕ РѕРЅ любит Дафну, ставшую лавровым деревом. РћРЅ РЅРµ кипарис Рё гиацинт, РЅРѕ любит прекрасных юношей Кипариса Рё Гиакинфа. РћРЅ РЅРµ мышь или волк, РЅРѕ повелитель мышей Рё убийца волка. Если РєРѕРіРґР°-то Пифон победил Рђ. Рё РІ Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь РѕРЅ - убийца хтонического Пифона. Однако, СѓР±РёРІ Пифона, этот светоносный Р±РѕРі должен искупить РІРёРЅСѓ перед землёй, породившей Пифона, Рё получить очищение через нисхождение РІ РёРЅРѕР№ РјРёСЂ - аид, РіРґРµ РѕРЅ вместе СЃ тем обретает РЅРѕРІСѓСЋ силу (Plut. De def. or. 21). Рто явный хтонический рудимент РІ мифологии светоносного Рђ. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно РѕС‚ неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Рў. 1234-1282), теперь РѕРЅ «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий Рё оформляющий РІ Дельфах волю верховного Р±РѕРіР° (Soph. Рћ. R. 151). Рђ. прекращает гражданские распри Рё даёт силу народу (Theogn. 773-782). Рћ помощи Рђ. грекам РІ РІРѕР№РЅРµ СЃ персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь РёРЅРѕРіРґР° отождествляется СЃ явлениями РїСЂРёСЂРѕРґС‹: Рђ.-солнце посылает РЅР° врагов стрелы-лучи.
Архаические РєРѕСЂРЅРё Рђ. связаны также СЃ его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что РІ РўСЂРѕСЏРЅСЃРєРѕР№ РІРѕР№РЅРµ Рђ. защищает троянцев Рё особенно почитается РІ Троаде (РҐСЂРёСЃР°, Килла, Тенедос) Рё самой РўСЂРѕРµ (Hom. Рџ. V 446). РЎ СЌРїРѕС…Рё колонизации греками Малой РђР·РёРё (СЃ 7 РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.) Рђ. прочно вошёл РІ олимпийский пантеон Р±РѕРіРѕРІ, РїСЂРё этом РІРѕСЃРїСЂРёРЅСЏРІ РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… Р±РѕРіРѕРІ дар прорицания (РѕС‚ Геи), покровительство музыке (РѕС‚ Гермеса), вдохновенное буйство Рё экстаз (РѕС‚ Диониса) Рё РґСЂ. Уже Сѓ Гомера Зевс, Афина Рё Рђ. фигурируют как нечто единое Рё целостное РІ олимпийской мифологии, хотя Рђ. СЃРІРѕРёРј появлением РЅР° Олимпе внушает ужас олимпийским богам (СЃСЂ. его епифанию РІ I Hymn. Hom.). РќРѕ внушительность Рё грозность Рђ. вполне сочетается СЃ изяществом, изысканностью Рё красотой СЋРЅРѕРіРѕ Рђ., как его изображают авторы эллинистического периода (СЃСЂ. Callim. Hymn. II Рё Apoll. Rhod. 674-685). Ртот классический Рђ. - Р±РѕРі героического времени, которое Сѓ греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, РєРѕРіРґР° человек был слишком слаб для Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ могучими силами РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё РЅРµ РјРѕРі ещё быть героем. Два величайших героя Геракл Рё Тесей были связаны СЃ мифологией Рђ. Если, согласно РѕРґРЅРёРј мифам, Рђ. Рё Геракл сражаются РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј Р·Р° дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то РІ РґСЂСѓРіРёС… РѕРЅРё основывают РіРѕСЂРѕРґ (Paus. Ill 21, 8) Рё даже вместе получают очищение после убийства, находясь РІ рабском услужении. РџРѕРґ покровительством Рђ. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) Рё упорядочивает законы РІ Афинах, Р° Орфей усмиряет стихийные силы РїСЂРёСЂРѕРґС‹ (Apoll. Rhod. I 495-518). РќР° почве мифологии Рђ. РІРѕР·РЅРёРє РјРёС„ Рѕ гипербореях Рё РёС… стране, РіРґРµ РїРѕРґ знаком милости Рђ. процветали мораль Рё искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Р?Р· греческих колоний РІ Р?талии культ Рђ. РїСЂРѕРЅРёРє РІ Р РёРј, РіРґРµ этот Р±РѕРі занял РѕРґРЅРѕ РёР· первых мест РІ религии Рё мифологии; император РђРІРіСѓСЃС‚ РѕР±СЉСЏРІРёР» Рђ. СЃРІРѕРёРј патроном Рё учредил РІ честь него вековые РёРіСЂС‹, храм Рђ. близ Палатина был РѕРґРЅРёРј РёР· самых богатых РІ Р РёРјРµ.