«Ноги Томминокеров были гротескно длинны... Мышцы под полупрозрачной кожей были длинными, тягучими, серыми. Ступни были узкими, с нечетко выделенными пальцами. Скорее, каждая ступня заворачивалась в один толстый, хитиновый коготь, как пятка у птиц. Что-то похожее на когти гигантских стервятников».
Бррр, неприятные зверушки! Однако откуда же взялось это странное название? Как поясняет сам писатель, Томминокеры — это существа из шахтерского фольклора:
«В большом словаре Вебстера указано, что Томминокеры – (а) великаны-людоеды, живущие в штольнях и (б) привидения, чьим убежищем являются заброшенные шахты и пещеры... В толковании Оксфордского словаря хотя и не определяется термин как таковой, однако дается предположение, что Томминокеры - это томминокеры шахтеров, умерших от голода и время от времени стучащихся в двери людских домов в поисках еды и тепла».
Звучит жутковато, что и говорить. Особенно ночью, когда в дверь раздается загадочный стук, а на ум сами собой приходят строчки детского стишка. Они крутятся и крутятся в голове, и, повторяя их, становится все страшнее, ведь упоминаемая в них тварь непонятно как выглядит! Но прежде чем кровь застынет у нас в жилах и мы начнем вскакивать при малейшем шорохе, давайте узнаем, что представляют из себя томминокеры в фольклоре. Правда, сначала нам нужно обратиться не к американскому, а к английскому фольклору.
Очень часто об этих существах упоминали шахтеры из Уэльса и Корнуолла. Наравне с горняками в шахтах трудились дружелюбные духи по имени knockers — нокеры — что на русский переводится пренеприятным словечком «стукачи». Поскольку их стук приносил пользу, а не вред, то, пожалуй, оставим английское название. А то как бы не оболгать добрых гоблинов.
Своим стуком нокеры предупреждали о грядущих обвалах. Услышав их, горняки срывались с места и покидали шахту. По словам очевидцев, ростом нокеры были не больше куклы, зато одеждой и повадками походили на заправских шахтеров. Маленькие нокеры напоминают других фольклорных существ — английских брауни, ирландских лепреконов или немецких кобольдов. Помимо нокеров, в шахтах обитали призраки, а так же странные чудища — белесые и безголовые лошади или же бродячие огоньки. Они тоже могли предупреждать о напастях, швыряя в шахтеров камушками или издавая странные звуки. Как и моряки, шахтеры присматривались к крысам — если те внезапно покидали шахту, жди беды. То же самое касалось свечки, которая гасла ни с того, ни с сего — как свечка погасла, так и тебя скоро не станет.
Чтобы не разозлить нокеров, приходилось соблюдать определенные табу — не свистеть под землей и не рисовать нигде знак креста. Перекусив, шахтеры оставляли подземным знакомцам немного хлеба. А если жадничали, то нокеры сами могли утащить шахтерский обед. С ними шутки плохи.
Многие считали их обычными гоблинами, вроде тех, что трудятся в домах за блюдце молока. Не менее распространенное поверье гласило, что в шахтах обитают духи евреев, которые никак не обретут покой после распятия Христа. Римляне якобы привезли их с собой в качестве рабов и заставили трудиться в шахтах. За столько лет духи уменьшились в размерах, зато сохранили свои обряды. Поэтому нокеров никогда не слышно по субботам — они блюдут Шабат.
Шахтеры с Британских островов были народом суеверным. Например, они ни в коем случае не стали бы возвращаться домой за забытой вещью, даже если это был сэндвич. Лучше остаться без обеда, чем без удачи. Вместе с тем, шахтеры были наблюдательны и чутко прислушивались ко всем посторонним звукам. А перед обвалами балки в шахтах поскрипывали, а камни стучались один о другой, так что... Впрочем, это бесполезная рационализация никуда нас не приведет. Мы-то знаем, что на самом деле нокеры колотили своими молоточками, чтобы предупредить людей о грозящей опасности. А то кто же будет делиться с ними хлебом и ветчиной?
Золотодобыча в Калифорнии
В начале 19го века корнуолльские шахтеры поехали за лучшей долей в Пенсильванию, а среди их скарба, среди баулов и сундучков, притаились нокеры. Им тоже интересно было поглядеть на заморские края. Тем более что честному гоблину в любой шахте работа найдется. Еще больше нокеров приехало в США во время Золотой Лихорадки в середине 19го века. Тогда опытные шахтеры из Уэльса и Корнуолла были нарасхват. Более того, управляющие спрашивали, не осталось ли у них братьев-шахтеров на родине — тех тоже наняли бы с удовольствием. «Как же, есть у меня кузен Джек. Тоже приедет, коли вы ему билет оплатите», ухмылялись корнуоллцы. Так и прозвали новых эмигрантов из Корнуолла «кузены Джеки». Вместе с ними в Калифорнию прибыла новая волна нокеров, которым тоже не терпелось повидаться с родней. Нокерская диаспора прижилась в американских шахтах, хотя на новом месте их прозвали «томминокерами», чтоб отличались от европейских собратьев. Вскоре о них пошли другие слухи — якобы это духи погибших шахтеров, которые остаются в шахте, чтобы оберегать живых коллег.