На эту тему на просторах всемирной сети как-то натолкнулась моя сестра, и тут же позвонила мне, находясь в состоянии легкого шока.
- Слышишь, тут такие фотки страшные…. Это ж надо было до такого додуматься…
- А что там?
- Да я не знаю вообще — что!! Я сначала думала — эти дети спят — а оказалось они мертвые… Живых фотографировали вместе с мертвыми…. Иногда — от заразной болезни… Посмотри сама…
Лучше бы не смотрела. Нет, даже не так… Не с нашими с вами вкусами. Лучше бы их было еще больше — но эти фотографии — фотографии с умершими людьми, которых одевали и насильно раскрывали им глаза !!! Иногда глаза дорисовывали сами фотографы…. Вот и получается, что с маленького кусочка бумажки на тебя через лицо умершего ребенка или подростка смотрит то, что смертный человек видеть не должен.
Вот две девушки, более всего меня достали эти две — одна расположилась на кушетке, вторая стоит рядом. Красивая — как написал кто-то в комментарии ниже. И, правда — по современным меркам очень даже ничего! Волосы расчесаны на прямой пробор, на шее белый галстучек, длинное викторианское платье, какое - то детско - невинное выражение лица. Как будто ее обидели или отобрали любимую игрушку! Сестра — видимо старшая, сидит рядом на кушетке, в пальцах сжата - фотография, сдобно - булочное очертание вполне взрослого пухленького подбородка… Кто мертвец из этих двоих? Я научилась определять это довольно быстро — по цвету кистей рук. К ним после смерти приливает кровь и так как сердце уже не работает, остается там навеки — и кисти рук багровеют, со стороны выглядят так, будто грязные… Я смотрю на кисти рук и понимаю — что красивая девочка в белом галстучке — покойница. ЕЕ нарядили в лучшее платье, привезли в мастерскую фотографа, руки и позвоночник закрепили на специальном штативе , напоминающем орудие пытки… По неволе и не к месту вспоминается старый анекдот про цирковую лошадь — которая падает на арену и орет «Дайте же мне спокойно сдохнуть!» Девочке в белом галстучке этого не дали…
Иногда от них уже откровенно пованивало — потому что тогда принято было покойника три дня держать дома, а только потом совершать всякие необходимые предпохоронные манипуляции. Эти самые дела занимали тоже немало времени, а мертвого ребенка или подростка было некуда девать — и часто его ложили в кровать к вполне живым еще братьям — или сестрам, ибо при жизни они, скорее всего, спали вместе на одной подушке. Иногда на вышеупомянутом штативе для фотосъемки оставались …хм…. некоторые выделения мертвого тела, от которых, кстати, можно было подхватить ту заразу, от которой умер фотографируемый. Если фотографировали детей — то часто их держали на руках матери. Я рассматривала одну из таких фоток — и внезапно озарило — пустой и полный боли одновременно взгляд женщины в сочетании с чем-то, что смутно привлекало внимание — у нее были пришиты к покрывалу пальцы! Еще одна «дорогая покойница». И мать и младенец — оба мертвы… И увековечены навсегда.
Детские трупы разлагались намного быстрее, поэтому их иногда в прямом смысле родители привозили к фотографу по частям. Есть одна такая фотография — девочка с бантом на голове сидит на стуле, и ноги у нее непропорционально длинные и как- то неровно свешиваются. В комментах под фоткой надпись — что ее после долгой болезни собирали, так сказать, из двух частей…
Но более всего — более всего — меня интересует та девушка в белом галстучке. Если честно — я не могу смотреть в ее глаза, но вновь открываю интернет и ищу…. Кто она была такая? ОТ чего умерла? Что теперь видят ее широко и насильно открытые глаза?…. Может, она тоже видит меня, и я, из-за своего неуемного любопытства, тоже кажусь ей страшной?!