Выдающийся шведский ученый Эммануэль Сведенборг известен больше своими трудами в области математики, астрономии, горного дела, научной космогонии. Его работы сыграли существенное значение в создании основ научной атомистики. Сведенборг при жизни был избран членом Стокгольмской и почетным членом Петербургской академий наук. Однако не многие знают другого, загадочного и малоисследованного Сведенборга, работы которого более чем через 200 лет после его смерти вдохновляют многочисленных исследователей аномальных явлений.
В 1745 году 57-летний Сведенборг жил в Лондоне. Здесь с ним впервые и произошли необычные метаморфозы. Обедал он обычно в одной и той же таверне, где имел в своем распоряжении комнату. Там ученый в полном уединении мог отдаваться размышлениям. Однажды со Сведенборгом приключилась странная история. Как-то раз он увидел, что его комната стала наполняться туманом, который постепенно перешел в густую тьму. Когда тьма рассеялась, перед Сведенборгом появился человек, одетый в красную мантию и сказал ему: "Я Господь Бог, Творец и Искупитель, и Я избрал тебя, чтобы раскрыть людям духовный смысл Священного писания. Я сам укажу тебе, что ты должен будешь писать".
После этого дух Сведенборга перенесся в небо, в мир духов и в ад, где якобы встречался со многими знакомыми ему лицами, недавно, а частью и давно умершими. По возвращении на Землю, следуя указаниям духовного мира, он отказался от государственной службы (шведский король Карл XII возвел Сведенборга за выдающиеся достижения в науках в высшее чиновничье сословие) и от научных занятий. При непрерывном, как ему казалось, внушении свыше им было написано более 70 мистических произведений. В своем главном восьмитомном трактате "Небо, его чудеса и ад", рассказывая о своем посещении рая, ада, различных небесных тел, Сведенборг подчеркивает, что делал он это не телесным образом, а будучи "духом". "Фантазии, да и только", - скажут многие. Однако не будем торопиться с выводами и попробуем разобраться.
Итак, Сведенборг имел в виду непространственное перемещение. Пространство, в его понимании, есть мыслительный континуум, для перемещения в котором требуется изменение состояния внутренних чувств. Согласно Сведенборгу, пространство и время без видимости в качестве материальных явлений, но реальны в качестве состояний внутренних чувств. "Овнешнив" собственные представления и мысли, т.е. допуская и веря, что за ними стоят внешние предметы, служащие материальным источником наших психических состояний, мы начинаем жить в мире видимостей. "Овнешненные представления" обладают своей логикой развития и функционирования, и требуют для своего познания того, что принято называть наукой. Многочисленные факты реального ясновидения могут подтвердить правоту мнения Сведенборга, Возможность видеть прошлое и будущее, а не просто предвидеть и догадываться о них, означает, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, а не одно после другого. Это возможно только при условии, если окружающий мир и человеческое сознание имеют одинаковое качество и один порядок. Лишь когда люди опускаются на уровень предвидения или догадки, время из видимости превращается в объективную реальность.
Э. Сведенборг раньше И. Канта понял и признал относительный, субъективный характер нашего пространства, времени и всего определяемого ими механистического порядка вещей. В 1770 году, во время очередного путешествия в Лондон, он заболел и спал больше недели, не просыпаясь. А по пробуждении предсказал день своей смерти, наступивший через два года в 1772 году.