Известно множество страшных историй о зеркалах. Якобы если они видели много насилия, то могут сами совершать зло. И даже убивать…
Самое настоящее волшебное зеркало выглядит так: небольшой бронзовый диск, одна сторона которого отполирована, а на другой — изображён какой-нибудь рисунок. Например, фигура Будды в позе лотоса. Японское зеркало, изготовленное в конце XVIII века. А волшебство заключается в следующем: если пустить зеркальной стороной солнечный зайчик, то на стене отразится сам Будда.
Монгольский учёный Ринчен писал, что видел зеркало, сделанное в XVII веке монгольским художником Занабазаром. Когда зеркало поворачивали на свет, в нём появлялось изображение богини Тары. Загадочные свойства таких зеркал были открыты в Китае ещё в эпоху Западной Хань, в 206 году до нашей эры. Сегодня секрет их изготовления утерян. Отгадать их тайну пытались многие специалисты: и китайские, и немецкие, и русские тоже. Не смогли.
Хотя выдвигались любопытные версии. Например, такая. Когда зеркало отливали, металл застывал неравномерно: сначала тонкие участки, затем толстые, с рельефным рисунком. Из-за этого в бронзе появлялись невидимые простому взгляду микродеформации. Под действием света этот рельеф проецирует контуры рисунка.
В древности зеркала не были банальными предметами быта. Одни служили талисманами, другие выполняли ритуальные функции, были даже акустические зеркала. Зажигательные зеркала с вогнутой поверхностью фокусировали в узкий пучок лучи солнца, которые могли поджечь паклю или прут.
Специальными лунными зеркалами шаманы ночью собирали росу и добавляли её в жертвенные блюда и лекарства. Потом шаманы с помощью этих снадобий и опять же зеркал лечили соплеменников. В наши дни, у села Хмельницкое, в приморском крае нашли клад чжрурчженэского шамана из девяти красивейших зеркал, спрятанных ещё в XII веке. Ну, и, конечно же, без зеркал не могли обойтись ведьмы во время своих гаданий. Так и гадают на зеркалах по сей день. И не только ведьмы.
С зеркалами всегда было связано множество поверий, маленькая часть которых сохранилась до сих пор. У наших далёких предков отношение к зеркалам было двояким: их почитали и страшились. И всегда связывали с потусторонним миром. Повелось это с тех времён, когда самих зеркал ещё не было, а люди, чтобы увидеть себя, смотрели в стоячую воду. Глядя на своё перевёрнутое (левая сторона становилась правой, а правая — левой) отражение, ещё и повторяющее все движения, люди думали, что из воды на них глядит их душа, которая может забрать в царство мёртвых.
Потом люди перестали смотреть в воду и в первой половине VI тысячелетия до нашей эры начали делать зеркала из вулканического стекла, а затем — из полированного камня. А в начале III тысячелетия до нашей эры в Туркменистане и Иране появились зеркала из металлов: бронзы, латуни, серебра, золота и железа.
Так вот, считалось, что зеркало — окно в мир мёртвых. И что если долго в него смотреться, можно умереть. Отсюда и пошел обычай, сохранившийся до сих пор: завешивать все зеркала в доме покойника. Древние делали это для того, чтобы душа покойного не испугалась, не увидев в зеркале своего отражения. А главное — чтобы не забрала с собой души близких.
Примета, что разбитое зеркало предвещает беду, родилось позже, в средневековье, одновременно у многих народов. Скорее всего, так сложилось потому, сто во время войн и природных катаклизмов разбивались в первую очередь хрупкие зеркала.
Русичи долго верили легенде о том, что первое зеркало человеку подарил дьявол. И прочно связывая зеркала с нечистой силой, пользовались ими крайне осторожно. А в 1666 годе русская православная церковь официально запретила держать большие настенные зеркала. Но, в тоже время, древние металлические зеркала делали круглыми, как солнце, им приписывали не только «потусторонние», но и очищающие свойства. Отсюда и пошло поверье: если с полдороги возвратился домой, необходимо посмотреть в зеркало, то есть очиститься и заручиться поддержкой.